«На сегодняшний день в эту деятельность вовлечены около 6000 студентов (1 и 2 курсы) в рамках обязательной дисциплины „Основы проектной деятельности“. Основной особенностью этой дисциплины является, прежде всего, междисциплинарность команд. Вторая важная особенность заключается в нацеленности проекта на продуктовый результат. В НГТУ НЭТИ создана площадка „Центр студенческой проектной деятельности“, оснащённая современным технологическим оборудованием, где студентам помогают довести их идею до реального продуктового результата».
«В университете действует „Инженерный бакалавриат“ — ориентированная на производственные процессы и проекты развития, инновационная модель образовательных программ, разработанная и реализуемая СибГИУ совместно с экспертами ЕВРАЗа. В основе новых образовательных программ лежат 8 последовательно выполняемых проектов с возрастающей сложностью, которые каждый студент пройдёт с первого семестра до выпуска. Образовательная программа предполагает возможность смены образовательного маршрута; выстраивание индивидуального карьерного трека, начиная с 1 курса; возможность выбора тематики проектов по направлению совершенствования технологии или цифровой трансформации производства».
«Это — проектирование машины Голдберга, конструирование робототехнических систем, моделирование технологических процессов. Важно, чтоб в процесс реализации проектов были вовлечены преподаватели всех дисциплин: от математики до софт-дисциплин, только это может дать положительный результат. Семинар — отличное место для обмена опытом между университетами. Радует, что участники делились не только победами, но и совершёнными ошибками — это, безусловно, помогает при разработке новых образовательных проектов в вузе».
«При организации проектного обучения мы решили создать не просто предмет в рамках учебного процесса, а целую программу взаимодействия Vproekte — это программа взаимодействия студентов и преподавателей с руководством вуза и индустриальными партнёрами, нацеленными на получение продуктового результата. В рамках интеграции проектного обучения в образовательный процесс были созданы проектные мастерские, в которых обучались студенты 1-го курса горно-нефтяного факультета».
«Томский политех акцентирует внимание на том, что одной из составляющих успеха проектного обучения является квалификация проектных наставников. Совместно с Консорциумом „Новое инженерное образование“ и ИОТ-университетом мы запускаем программу „Руководитель междисциплинарного проекта в Университете“, которая направлена на развитие преподавательских навыков за пределами аудиторных форматов. Это программа широкой полезности: во-первых, преподаватель проектирует собственную карту руководства проектом, ведь проект всегда имеет уникальный результат. А это означает, что подход к руководству тоже должен быть проектным, чтобы составить план и минимизировать риски недостижения результата. Во-вторых, университет получает возможность развить среду (в том числе цифровую) поддержки проектной деятельности студентов».
«Дискуссия на семинаре разворачивалась вокруг проблемы целеполагания и выбора варианта реализации проектного обучения. Без ясно сформулированной цели, стратегического целеполагания невозможно определить роль и назначение проектного обучения, а также сложность самой модели проектного обучения. Хорошим решением должна стать совместная работа университетов и партнеров по производству специальных проектно-ориентированных программ подготовки кураторов проектов.
С точки зрения практики ИОТ-университета проектное обучение является довольно мощной педагогической технологией, которая требует сильной амбиции университета и реальной необходимости создавать проектно-ориентированные образовательные программы. Логистика программ с проектным обучением усложняется, разнообразие компетенций и ролей, которые требует реализация проектного обучения, возрастает, и все это требует управления. Поэтому проектирование модели проектного обучения необходимо таким образом, чтобы ожидаемая польза проектного обучения соотносилась и со стратегической целью, и с возможностями университета. В противном случае, качество проектного обучения будет снижаться, а сама практика выродится до использования времени проектного обучения в других образовательных активностях».
«Необходимо осознавать, что амбициозные планы по подготовке современных инженеров, исследователей, управленцев, общественников, в которых прописаны обучение навыкам и метакомпетенциям, воспитание субъектности, ответственности и патриотизма — невозможны без полноценного внедрения проектного образования, и тем самым, в качестве одного из условий, осознанного перехода вуза к образовательной философии Социальной эффективности.
Самый значительный вызов в том, что для полноценного внедрения проектного обучения и достижения желаемых эффектов необходимо изменить баланс времени и ресурсов, уделяемых традиционным предметам и курсам, использующим новые методы, такие как проектное и продуктовое обучение, Learning-by-Doing, и т. д. Этот кажущийся на первый взгляд простым шаг совсем не прост, так как потребует от вуза существенных организационных и структурных изменений, воспитания преподавательских кадров нового типа, изменения организации и оплаты труда и поощрений, и это ещё не всё.
Следующий из наиболее значительных вызовов — подготовка преподавателей, способных создавать курсы, использующие проектное обучение как метод, взаимодействовать с учащимися и учить в парадигме социальной эффективности и мотивированных делать это».
«Все технические университеты и другие, где возможна проектная продуктовая деятельность, должны внедрять проектную деятельность. А иначе они проиграют и исчезнут. Все современные продукты мы будем делать в команде, жизненный цикл будет сокращаться. Проектное обучение — это новое электричество для системы образования».