В Томске на базе ТПУ прошёл совместный семинар ИОТ-консорциума и консорциума «Новое инженерное образование» на тему «Проектное обучение как педагогическая технология».
В работе семинара приняли участие представители НГУ, ТПУ, ТГУ, СибГИУ, УГНТУ, НГТУ, ЛЭТИ, ГУАП, ТюмГУ, ТГПУ, ТГАСУ, модератор семинара — команда ИОТ-университета.
В работе семинара приняли участие представители НГУ, ТПУ, ТГУ, СибГИУ, УГНТУ, НГТУ, ЛЭТИ, ГУАП, ТюмГУ, ТГПУ, ТГАСУ, модератор семинара — команда ИОТ-университета.
Начальник управления стратегии образования НГТУ Наталья Плотникова рассказала, что НГТУ НЭТИ проектной деятельностью студенты занимаются с 2019 года:
«На сегодняшний день в эту деятельность вовлечены около 6000 студентов (1 и 2 курсы) в рамках обязательной дисциплины „Основы проектной деятельности“. Основной особенностью этой дисциплины является, прежде всего, междисциплинарность команд. Вторая важная особенность заключается в нацеленности проекта на продуктовый результат. В НГТУ НЭТИ создана площадка „Центр студенческой проектной деятельности“, оснащённая современным технологическим оборудованием, где студентам помогают довести их идею до реального продуктового результата».
Проректор по развитию основных образовательных программ СибГИУ Ольга Приходько поделилась опытом проектного обучения университета в рамках основных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, которое ведётся с 2016 года:
«В университете действует „Инженерный бакалавриат“ — ориентированная на производственные процессы и проекты развития, инновационная модель образовательных программ, разработанная и реализуемая СибГИУ совместно с экспертами ЕВРАЗа. В основе новых образовательных программ лежат 8 последовательно выполняемых проектов с возрастающей сложностью, которые каждый студент пройдёт с первого семестра до выпуска. Образовательная программа предполагает возможность смены образовательного маршрута; выстраивание индивидуального карьерного трека, начиная с 1 курса; возможность выбора тематики проектов по направлению совершенствования технологии или цифровой трансформации производства».
Директор Евразийской Политехнической школы УГНТУ Денис Гулин отметил, что на базе школы проектная деятельность запущена в виде междисциплинарных инженерных проектов студентов 1−2 курсов:
«Это — проектирование машины Голдберга, конструирование робототехнических систем, моделирование технологических процессов. Важно, чтоб в процесс реализации проектов были вовлечены преподаватели всех дисциплин: от математики до софт-дисциплин, только это может дать положительный результат. Семинар — отличное место для обмена опытом между университетами. Радует, что участники делились не только победами, но и совершёнными ошибками — это, безусловно, помогает при разработке новых образовательных проектов в вузе».
Ассистент кафедры «Электротехника и электрооборудование предприятий» УГНТУ Андрей Бодылев рассказал:
«При организации проектного обучения мы решили создать не просто предмет в рамках учебного процесса, а целую программу взаимодействия Vproekte — это программа взаимодействия студентов и преподавателей с руководством вуза и индустриальными партнёрами, нацеленными на получение продуктового результата. В рамках интеграции проектного обучения в образовательный процесс были созданы проектные мастерские, в которых обучались студенты 1-го курса горно-нефтяного факультета».
Заместитель проректора по образовательной деятельности ТПУ Елена Кабаева поделилась планами университета:
«Томский политех акцентирует внимание на том, что одной из составляющих успеха проектного обучения является квалификация проектных наставников. Совместно с Консорциумом „Новое инженерное образование“ и ИОТ-университетом мы запускаем программу „Руководитель междисциплинарного проекта в Университете“, которая направлена на развитие преподавательских навыков за пределами аудиторных форматов. Это программа широкой полезности: во-первых, преподаватель проектирует собственную карту руководства проектом, ведь проект всегда имеет уникальный результат. А это означает, что подход к руководству тоже должен быть проектным, чтобы составить план и минимизировать риски недостижения результата. Во-вторых, университет получает возможность развить среду (в том числе цифровую) поддержки проектной деятельности студентов».
Лидер практики управления изменениями ИОТ-университета Александр Елисеенко поделился выводами по итогам семинара:
«Дискуссия на семинаре разворачивалась вокруг проблемы целеполагания и выбора варианта реализации проектного обучения. Без ясно сформулированной цели, стратегического целеполагания невозможно определить роль и назначение проектного обучения, а также сложность самой модели проектного обучения. Хорошим решением должна стать совместная работа университетов и партнеров по производству специальных проектно-ориентированных программ подготовки кураторов проектов.
С точки зрения практики ИОТ-университета проектное обучение является довольно мощной педагогической технологией, которая требует сильной амбиции университета и реальной необходимости создавать проектно-ориентированные образовательные программы. Логистика программ с проектным обучением усложняется, разнообразие компетенций и ролей, которые требует реализация проектного обучения, возрастает, и все это требует управления. Поэтому проектирование модели проектного обучения необходимо таким образом, чтобы ожидаемая польза проектного обучения соотносилась и со стратегической целью, и с возможностями университета. В противном случае, качество проектного обучения будет снижаться, а сама практика выродится до использования времени проектного обучения в других образовательных активностях».
Директор CUSTIS по образовательным продуктам и технологиям Илья Дубинский считает, что проектное обучение является мощным образовательным инструментом, специально направленным на обучение в парадигме образовательной философии Социальной эффективности:
«Необходимо осознавать, что амбициозные планы по подготовке современных инженеров, исследователей, управленцев, общественников, в которых прописаны обучение навыкам и метакомпетенциям, воспитание субъектности, ответственности и патриотизма — невозможны без полноценного внедрения проектного образования, и тем самым, в качестве одного из условий, осознанного перехода вуза к образовательной философии Социальной эффективности.
Самый значительный вызов в том, что для полноценного внедрения проектного обучения и достижения желаемых эффектов необходимо изменить баланс времени и ресурсов, уделяемых традиционным предметам и курсам, использующим новые методы, такие как проектное и продуктовое обучение, Learning-by-Doing, и т. д. Этот кажущийся на первый взгляд простым шаг совсем не прост, так как потребует от вуза существенных организационных и структурных изменений, воспитания преподавательских кадров нового типа, изменения организации и оплаты труда и поощрений, и это ещё не всё.
Следующий из наиболее значительных вызовов — подготовка преподавателей, способных создавать курсы, использующие проектное обучение как метод, взаимодействовать с учащимися и учить в парадигме социальной эффективности и мотивированных делать это».
Насколько необходимо проектное обучение как сущность, в дискуссии на Втором всероссийском ИОТ-слёте чётко обозначил к. т. н., профессор кафедры ИКТ, руководитель лаборатории искусственного интеллекта Московского Политеха, разработчик методических рекомендаций Минобрнауки Р Ф по реализации перевёрнутого учебного плана Андрей Филиппович:
«Все технические университеты и другие, где возможна проектная продуктовая деятельность, должны внедрять проектную деятельность. А иначе они проиграют и исчезнут. Все современные продукты мы будем делать в команде, жизненный цикл будет сокращаться. Проектное обучение — это новое электричество для системы образования».
Ч. Т. Д., как говорили и говорят университеты.