Новости

Высшее образование в зеркале технологических трендов: как вузу и студентам быть успешными в меняющемся мире

6 марта ИОТ-университет и Yandex Cloud провели вебинар «Технологические тренды в высшем образовании в 2023 году».

Оказывается, не только букеты и конфеты интересны в преддверии Международного женского дня, но и технологии, благодаря которым вузы становятся более востребованными среди студентов и работодателей.

Во всяком случае, 247 человек решили именно так и пришли на вебинар, где поговорили:

· о сетевом взаимодействии вузов;

· о совместной работе вузов с индустриальными партнёрами;

· о безопасности хранения данных и защите персональных данных;

· о быстром внедрении изменений при использовании облачных технологий.

Эксперты рассказали о решениях для организации современной инфраструктуры вуза, качественных коммуникациях с индустриальными партнерами, новых программных решениях и о том, как облачные технологии и сервисы помогут вузам быть конкурентоспособными.

Особое внимание было уделено теме ИОТ (индивидуальных образовательных траекторий) как возможности для вузов актуализировать программы и перейти на проектную форму обучения, вовлечь студентов в процесс образования, а преподавателям - заниматься исследовательскими и инновационными проектами и работать по гибкому эффективному контракту.
Павел МУЗЫКА, Генеральный директор ИОТ-университета, рассказал о Modeus – облачной платформе для поддержки развития образования в университетах и развития индивидуальных образовательных траекторий.

- Уже 9 университетов развернули свои ИОТ на нашем решении, и мы можем судить о направлении развития ландшафта высшего образования. Первым важным направлением изменений являются многосторонние сетевые партнерства и программы академической мобильности, в рамках которых студенты получают возможность часть своей образовательной траектории выстроить «в стенах» нескольких университетов. Так, в этом учебном году мы реализуем пилотный проект в ИОТ-консорциуме по предоставлению студентам возможность строить свои траектории в небольшой части программ из курсов 4 университетов. В таких кооперациях становится крайне важно синхронизировать расписания или организовать выборную кампанию одновременно в нескольких университетах. Ну и конечно, обеспечить зачет баллов между университетами. Все это требует единого оператора инфраструктуры нескольких вузов, - отметил Музыка.

Важной задачей для вузов, особенно в развитии инженерного образования, становится встречное вовлечение индустриальных партнеров в учебный процесс, а студентов - в реальные индустриальные проекты. Способность университетов бережно относиться к времени ценных профессионалов и преподавателей, эффективно включать их в процесс образования. Эта возможность во многом завязана на технологизации – современные технологии помогают ввести в процесс обучения в региональных вузах экспертов федерального масштаба, а это решает, в свою очередь, и вопрос оттока студентов в столичные вузы. Когда студент на площадке своего вуза получает нужный контент, ему незачем уезжать из региона.

Информационная безопасность – еще одно направление использования цифровых решений. Создатели облачных решений имеют больше возможностей и ресурсов для создания защищенной системы, чем университетские IT-команды. Например, Modeus регулярно проводиn пентесты, в рамках которых профессионалы в области ИБ проводят аудит безопасности системы и выдают набор рекомендаций по ее повышению. Такого рода регулярные практики повышение защищенности систем зачастую недоступны университетам из-за бюджеттных ограничений.

Кроме того, считают эксперты, цифровые решения, которые расположены в межуниверситетской среде, позволяют быстро запускать пилотные проекты для проверки гипотез, что один вуз вряд ли может себе позволить и технически, и финансово.

- Мы предлагаем, к примеру, протестировать какая модель выборной кампании лучше подходит для конкретного университета и выбрать лучшее решение, - пояснил Павел Музыка. - Наша компания помогает вузам в принятии решения о подключении к платформе Modeus, проводя бесплатное обследование. 1-2 июня мы проводим очередной ИОТ-слет (https://iot-slet.ru) для ИТ команд университетов, в ходе которого участники смогут поделиться своим опытом и обсудить последние тренды и вызовы реализации цифровой трансформации университетов.
Марина КОШЕЛЕВА, консультант по внедрению облачных технологий в сфере образования и науки Yandex Cloud поделилась мнением о востребованности облачных технологий университетами: «Цифровизация, наука и образование – так мы понимаем категории задач облачных технологий в высшем образовании. Самый часто встречающийся кейс – поддержание работоспособности высоковолатильных систем, это LMS, сайты, личные кабинеты, подвергающиеся периодически высокой нагрузке во время сессий или приемных кампаний. На нашей платформе более 50 сервисов. Мы понимаем, что облачные сервисы могут помочь вузам в построении межуниверситетских тренажеров и сервисов, масштабировать и поддерживать их работу. Сейчас у нас разработано 9 курсов, которые на бесплатной основе вузы могут внедрять в свой образовательный процесс. Также сервисы платформы используются для обеспечения информационной безопасности вуза и помогают противостоять DDoS-атакам и обеспечивать права доступа разного уровня».
Олег ГОЛИКОВ, директор Департамента цифровой трансформации Сеченовского Университета, рассказал о модели трансформации медицинского университета в исследовательский и практике применения цифровых технологий: «Ранее на массовое внедрение полученного на практике успешного опыта лечения заболевания уходило до ста лет. Сейчас работа с данными разделена по функциям и ролям, что существенно ускорило как достижение научных результатов, так и внедрение результатов научных исследований в жизнь. Здесь и возникает необходимость взаимодействия с технологическими партнерами, потому что сделать это в одиночку университету просто невозможно. Мы готовы делиться своими наработками по технологизации медицинского образования и исследовательской работы студентов. В целом наше время предполагает кооперацию».

Университеты первыми откликаются на запрос времени, в это сейчас, в первую очередь, достижение кадрового и технологического суверенитета и подготовка студентов, заточенных на запрос работодателя, именно с тем набором знаний, навыков и практик, которые нужны компаниям и производствам. Подробнее об индивидуальных образовательных траекториях - в ИОТ-чате https://t.me/iotuniversity