В Ростове-на-Дону на базе ДГТУ прошёл масштабный форум, объединяющий университеты и технологические компании. Это более 150 участников из 50 организаций от Калининграда до Владивостока.
Основные треки программы форума:
- университетское ядро — баланс между инженерными и гуманитарными дисциплинами, развитие мышления и культуры студентов, переосмысление фундаментальности образования;
- продуктовый подход — образовательные программы как продукты, внедрение предпринимательской и проектной логики, форматы вроде «Стартап как диплом»;
- цифровизация — применение ИИ-педагогики, цифровых сервисов и инструментов для управления учебным процессом.
Основные треки программы форума:
- университетское ядро — баланс между инженерными и гуманитарными дисциплинами, развитие мышления и культуры студентов, переосмысление фундаментальности образования;
- продуктовый подход — образовательные программы как продукты, внедрение предпринимательской и проектной логики, форматы вроде «Стартап как диплом»;
- цифровизация — применение ИИ-педагогики, цифровых сервисов и инструментов для управления учебным процессом.
«Мы вступаем в эпоху, где ценность знания измеряется не скоростью извлечения ответа из-под капота нейросети, а способностью человека поставить правильный вопрос, критически осмыслить ответ и понять, что делать с полученным знанием», — отметил в ходе дискуссии «Университет в эпоху ИИ: новая архитектура образования» генеральный директор ИОТ-университета Павел Музыка.
«Цифровизация и искусственный интеллект — это не просто инструменты в арсенале преподавателя. Это новая среда мышления, обучения и взаимодействия. Мы живём в момент, когда цифровизация перестаёт быть «внедрением технологий» и становится культурной трансформацией университетов, студентов и преподавателей. Вопрос больше не в том, какие платформы и решения мы используем, а в том, какую логику взаимодействия с реальностью, знанием и друг с другом мы строим через ИИ и цифровые среды.
Один из выводов дискуссии: спрогнозировать, каким будет рынок труда через 10 лет, невозможно — ИИ радикально изменит ландшафт занятости. Поэтому ключевая компетенция будущего — умение замедляться и мыслить, критически осмысливать данные и вступать в содержательный диалог, а не только «гнать» запросы в чат-бот. Именно этому мы и должны учить сегодня, чтобы завтра наши выпускники оставались востребованными и свободными в выборе профессионального пути», — считает Павел Музыка.
Директор CUSTIS по образовательным продуктам и технологиям, эксперт ИОТ-университета Илья Дубинский принял участие в дискуссии трека «Ядро образовательных программ университета: функции и назначения».
На панельной дискуссии обсудили темы:
- Ядро образовательной программы — это не универсальный стандарт, а инструмент, который каждый университет должен проектировать, отражая особенности вуза, его культурный код, задачи и контекст.
- Главная цель ядра — готовить человека к жизни и работе в меняющемся мире: учит студента ставить цели, искать свой путь, принимать решения и строить личную траекторию.
- Проектное обучение и работа с реальными задачами — ключевой элемент ядра. Только через действие и опыт можно выстроить те компетенции, которые позволят выпускнику быть успешным и адаптивным.
- Ядро — это мост между университетом и индустрией. Оно задаёт общий уровень подготовки, универсальные компетенции, которые нужны в любой профессиональной сфере, и облегчает интеграцию выпускников в экономику.
Директор CUSTIS по образовательным продуктам и технологиям, эксперт ИОТ-университета Илья Дубинский принял участие в дискуссии трека «Ядро образовательных программ университета: функции и назначения».
На панельной дискуссии обсудили темы:
- Ядро образовательной программы — это не универсальный стандарт, а инструмент, который каждый университет должен проектировать, отражая особенности вуза, его культурный код, задачи и контекст.
- Главная цель ядра — готовить человека к жизни и работе в меняющемся мире: учит студента ставить цели, искать свой путь, принимать решения и строить личную траекторию.
- Проектное обучение и работа с реальными задачами — ключевой элемент ядра. Только через действие и опыт можно выстроить те компетенции, которые позволят выпускнику быть успешным и адаптивным.
- Ядро — это мост между университетом и индустрией. Оно задаёт общий уровень подготовки, универсальные компетенции, которые нужны в любой профессиональной сфере, и облегчает интеграцию выпускников в экономику.
По мнению Ильи Дубинского, вопрос «Зачем университету ядро?» может иметь два ответа — чисто экономический и смысловой. «Экономический вариант — ответ на вопрос, как выделить общее в разных образовательных программах, чтобы сэкономить на преподавании больших групп. Мне ближе второй вариант: ядро — это то, без чего выпускник не может быть профессионально и социально полезным и успешным. И поскольку мы хотим воспитать субъектных и активных, университеты тоже должны стать субъектными. Каждый университет должен взять на себя ответственность и ответить на вопрос: что общего в наших разных программах, чему наш университет должен научить, без чего наши выпускники не смогут быть успешными профессионалами, развиваться и приносить пользу», — считает Илья Дубинский.