«В современной практике в учебные планы всё чаще включается строка под названием „проектная деятельность“. Какая именно практика стоит за этим понятием? Какие варианты реализации могут быть? Есть ли разница между проектным обучением и проектной деятельностью студентов? Будем искать ответы на эти вопросы и обсудим возможности и ограничения двух подходов к обучению действием — „проектное обучение“ и „проектная деятельность“. Постараемся определить назначение каждого из них, место в образовательных программах и особенности организации. Уделим внимание практикам проектного обучения и проектной деятельности, с акцентом принципиальную разницу в образовательных программах с интегрированным проектным обучением или проектной деятельностью», — задал тон обсуждению Александр Елисеенко.
«В первую очередь, это большие ресурсы: человеческие, административные, финансовые. Это совет тем университетам, которые ещё не делали этих шагов или делали их, но лоскутно: нужно смотреть сразу системно смотреть на проблему и видеть, сколько там есть нюансов, которые не видны изначально, когда вы первый раз смотрите на эту задачу».
«Я как представитель индустрии являюсь потребителем обоих продуктов. Я пока вижу это для себя как пилотные проекты или как проверку гипотез. Чем мне такая концепция нравится на сегодня — тем, что она, во-первых, дает возможность на молодых, юных, еще не зашоренных, с очень широким скоупом ребятах отработать какую-то гипотезу или потребность. Они причем могут прийти с очень неожиданными результатами. С другой стороны, она как раз дает им право на ошибку, которого нет, если у тебя есть деньги, сроки, проект, в конце давай продукт. Я знаю, чем это кончается. Его делают преподаватели. В установленные сроки молодым, необстрелянным коллективом сделать нечто продуктовое и то, что можно продать конечному заказчику, чаще всего утопия. На самом деле есть три гипотезы, как их учить. Вторая гипотеза — что некий модерновый коллектив разрабатывает, а они уже идут по его стопам. Она мне не всегда близка. И третья гипотеза того, что мы их учим плавать по-спартански. И кто выплывет, тот выплывет. Все три имеют свои плюсы. Лейтмотив про образование упускать не стоит, потому что в целом за продуктовую и разработческую тему отвечаем мы. И в первую очередь мне, в том числе, интересны люди, но люди, которые умеют работать в команде, у которых сформированы практики работы с внешней информацией. Люди, которые подходят проектно к любой задаче. И это важно, потому что бóльшая часть студентов на сегодняшний день этого не умеет».
«Чем полезен круглый стол? Тем, что проектная деятельность — это же такое ругательство уже. Это некая совокупность разных видов деятельности, которая объединена одним термином. Причем иногда это абсолютно неадекватная деятельность. То есть проектная деятельность в школе не равна проектной деятельности в школе Х и не равна проектной деятельности в любом другом университете. И в этом ключевая сложность, что мы одним термином объединяем очень разные подходы. И иногда даже их отсутствие. Поэтому круглый стол помог внести ясность в то, что проектная деятельность очень разная и по-разному принимается. И из браунфилда и гринфилда выглядит абсолютно разным типом деятельности.
Ключевая мысль в том, что надо прежде всего понять, какую проблему вы решаете, создавая, внедряя проектную деятельность. Вы из какой позиции эту проблему решаете. Если это позиция изнутри гринфилда, это один вид деятельности и один вид практик. Если это позиция изнутри браунфилда, которая мыслит категориями экономии, категориями масштабирования, категориями образовательных результатов, особенно на первых годах обучения, это совсем другие инструменты, совсем другие подходы и совсем другие люди, которые все это делают».
«Важный момент в прошедшей дискуссии — это то, что университеты начали различать проектное обучение как некую ячейку учебного плана и ее содержание. И задавать, соответственно, вопрос: что мы в эту ячейку кладем? Какие у этого образовательного процесса — каламбур — образовательные цели, как мы их достигаем. И какой вклад этот процесс делает как в становление студента, так и в какие-то содержательные проекты, исследовательские, продуктовые для университета».
«Мы обсуждали несколько вопросов. Первый вопрос: проектное обучение или все-таки проектная деятельность? Какова роль образовательного и продуктового результата вот в этом процессе, когда группа студентов совместно должна что-то сделать, как-то отреагировать на проектную задачу. И мы обсуждали, а что же за проектные задачи бывают. Мы говорили о том, что для того чтобы обеспечить проектное обучение для тех, кто только-только начинает свой профессиональный образовательный путь, важно ставить задачи абсолютно настоящие. Не индустриальные маленькие, а задачи такие, которые будут побуждать их собирать все знание, которое они, вообще, получают в разных элементах своего образовательного пути. Из той же самой математики, из той же самой физики, других курсов и дисциплин, которые они проходят.
Мы очень подробно говорили про роль куратора, роль наставников в проектном обучении. Кто это такие? Отличается ли эта роль в проектном обучении, когда образовательный результат ведущий? А как она трансформируется, как меняется тогда, когда это проектная деятельность, и например, продуктовый результат ведущий? Что вторая часть — это скорее управление. И там уже не до образования. Это скорее всего похоже на стажировки, на полноценную работу студента над задачей. А вот в первой части это все-таки организация коммуникации, это поддержка, потому что команды будут испытывать трудности, проблемы. У них обязательно где-то случится кризис. И должен кто-то, кто старше, опытнее, их в этой истории поддержать. И в таком контексте, таком ключе мы договорились о том, что проектное обучение — это все-таки педагогическая технология, где должно быть много педагогики. Она дает образовательные результаты. А тогда когда уже студенты готовы и профессионально готовы, расширили свой кругозор до такого состояния, что они уже в состоянии решать профессиональные задачи, вот тогда место для проектной деятельности, где они соберут все свои знания, умения, навыки в деятельностный процесс с конкретным результатом».