Новости

Третий Всероссийский ИОТ-слёт прошёл в Москве на ВДНХ

2024-06-05 12:19
Более 170 представителей университетов России собрались 30−31#nbsp;мая на#nbsp;Третьем Всероссийском ИОТ-слёте на#nbsp;ВДНХ в#nbsp;лектории Российского общества «Знание» в#nbsp;павильоне «Атом».
ИОТ-слёт#nbsp;— одно из#nbsp;ключевых ежегодных мероприятий Десятилетия науки и#nbsp;технологий в#nbsp;России в#nbsp;треке «Проектирование будущего», ориентированное на#nbsp;дискуссии и#nbsp;обмен опытом ректоров и#nbsp;проректоров, руководителей ПИШ и#nbsp;ИТ-команд российских вузов, внедряющих или планирующих внедрение индивидуальных образовательных траекторий для студентов.
Организаторы мероприятия: ИОТ-университет, «Научно-образовательная политика», ФГАНУ «Социоцентр» в#nbsp;партнёрстве с ИОТ-консорциумом вузов и#nbsp;Российским обществом «Знание».
Делегаты ИОТ-слёта представили более 80 университетов из#nbsp;всех федеральных округов Российской Федерации. География участников#nbsp;— от#nbsp;Владивостока до#nbsp;Калининграда, от#nbsp;Элисты до#nbsp;Якутска, от#nbsp;Мурманска до#nbsp;Симферополя. Самый многочисленный по#nbsp;количеству участников ИОТ-слёт собрал не#nbsp;только технические, медицинские, экономические и#nbsp;юридические университеты, но#nbsp;и#nbsp;вузы креативных направлений, а#nbsp;также педагогические и#nbsp;сельскохозяйственные.
Темы ключевых панельных дискуссий двух дней: «Управление университетом в#nbsp;современных контекстах» и#nbsp;«Удобный университет: пространство возможностей, целеполаганий и#nbsp;вызовов». Модераторами дискуссий выступили научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», член Общественного совета при Минобрнауки России Евгений Сжёнов, генеральный директор ИОТ-университета, главный архитектор Modeus Павел Музыка, заместитель генерального директора CUSTIS, директор мероприятий ИОТ-сообщества Ирина Гордина.
Ольга Петрова, заместитель министра науки и#nbsp;высшего образования Российской Федерации, так определила приоритеты для университетов:
«Моя мечта, когда все университеты перестанут быть скучными и#nbsp;начнут развиваться, причём делать это в#nbsp;трёх смыслах. Первый#nbsp;— быть интересным для студентов. Это вызов для вузов регионов, откуда уезжают ребята, их#nbsp;нужно удерживать, что-то предлагать. Второй вызов#nbsp;— задачи, которые ставят перед вузами в#nbsp;регионах предприятия, которым срочно нужны кадры. И#nbsp;третье#nbsp;— это научиться работать в#nbsp;консорциумах так, чтобы компетенции объединялись, а#nbsp;конкуренция стала не#nbsp;соревновательной и#nbsp;спором, кто лучший, а#nbsp;конкуренцией, которая даёт возможность синергетически объединить компетенции друг друга и#nbsp;развиваться».
Андрей Волков, научный руководитель программы «Приоритет-2030», профессор Московской школы управления «Сколково», подчеркнул важность деятельной управленческой рефлексии:
«Нужны доверие и#nbsp;откровенность, группа людей, которые берут ответственность на#nbsp;себя».
Евгений Луков, проректор по#nbsp;образовательной деятельности ТГУ в#nbsp;ключевом докладе «Управление изменениями в#nbsp;университете в#nbsp;условиях глобальной трансформации высшего образования» подчеркнул:
«В#nbsp;2025—2026 учебном году и#nbsp;далее вся система высшего образования России начнёт переходить на#nbsp;новую систему. И#nbsp;сейчас невозможно не#nbsp;вести разговор с#nbsp;индустриями, с#nbsp;работодателями о#nbsp;будущем. Но#nbsp;если мы#nbsp;не#nbsp;начнём разговор о#nbsp;настоящем, какой выпускник им#nbsp;нужен, то#nbsp;о#nbsp;будущем они никогда с#nbsp;нами разговаривать не#nbsp;будут».
Андрей Омельчук, заместитель министра науки и#nbsp;высшего образования Российской Федерации, отметил:
«Мы#nbsp;пересмотрели и#nbsp;улучшили нормативные требования для университетов, чтобы сделать процесс более удобным и#nbsp;комфортным, особенно в#nbsp;финансовом плане. Некоторые университеты могут нуждаться в#nbsp;поддержке и#nbsp;опыте коллег из#nbsp;других вузов для создания и#nbsp;развития новых компетенций. Для увеличения количества квалифицированных специалистов необходимо создавать сетевые образовательные программы, объединяя классические и#nbsp;отраслевые университеты. Программы могут обладать междисциплинарными фундаментальными знаниями в#nbsp;области биомедицины, объединяющие медицинские университеты с#nbsp;инженерными и#nbsp;техническими вузами для разработки новых медицинских технологий, в#nbsp;области информационных технологий, объединяющих компьютерные науки с#nbsp;бизнес-образованием для подготовки специалистов в#nbsp;области цифровой трансформации и#nbsp;другие. Такие программы позволят студентам получить знания в#nbsp;различных областях наук и#nbsp;применять их#nbsp;для создания инновационных решений».
Илья Дубинский, Директор по#nbsp;образовательным продуктам и#nbsp;технологиям CUSTIS, выступая с#nbsp;ключевым докладом «Метамодель образования», обозначил проблемы:
«Вузы, как правило, не#nbsp;готовы быть квалифицированным заказчиком, не#nbsp;очень хорошо понимают ценность долгосрочного сотрудничества. ИТ-компании, как правило, не#nbsp;понимают образовательную модель, а#nbsp;ведь эти компании создают продукты, которые должны улучшить, поддержать, может быть, даже отчасти заменить процессы, но#nbsp;сам процесс не#nbsp;понимают. Как результат, ИТ-системы зачастую являются подпорками, которые фиксируют то, что нужно поменять, и#nbsp;положительного стратегического влияния пока не#nbsp;оказывают».
Своими кейсами и#nbsp;наработками на#nbsp;ИОТ-слёте поделились эксперты ИОТ-университета, а#nbsp;также участники из#nbsp;Южно-Уральского государственного университета, Северного (Арктического) федерального университета, Университета ИТМО, ТюмГУ, ТУСУР, Российского общества «Знание», ДГТУ, СибГИУ, ТГУ и#nbsp;СПбГЭТУ «ЛЭТИ».
Итог мероприятия подвёл Владимир Рахтеенко, председатель Совета ИОТ-консорциума вузов, генеральный директор CUSTIS:
«На#nbsp;Третьем ИОТ-слёте ярко видны изменения в#nbsp;повестке#nbsp;— мы#nbsp;от#nbsp;романтических разговоров про ИОТ перешли к#nbsp;экспертной дискуссии, где обсуждаем пакет технологий для реализации ИОТ. Радует, что количество университетов, использующих эти технологии, уже исчисляется десятками. Теперь этослёт практиков, пусть и#nbsp;продвигающихся с#nbsp;разной скоростью, которые делятся своим опытом. Одна из#nbsp;обсуждаемых проблем#nbsp;— дефицит управленческих и#nbsp;финансовых ресурсов для этих преобразований. Важно, чтобы университеты двигались самостоятельно и#nbsp;проактивно, пользуясь в#nbsp;том числе возможностями поддержки со#nbsp;стороны государства, а#nbsp;это предъявляет высокие требования к#nbsp;управленческой зрелости».
Генеральный партнёр ИОТ-слёта#nbsp;— ИОТ-консорциум вузов, в#nbsp;состав которого входят университеты-лидеры внедрения индивидуальных образовательных траекторий, создающие методологическую и#nbsp;технологическую базу ИОТ. Сегодня в#nbsp;ИОТ-консорциуме 14 высших учебных заведений#nbsp;РФ: МГИМО МИД России, НГУ, НИЯУ МИФИ, САФУ, Сеченовский Университет, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», СПбПУ, ТГУ, ТИУ, ТюмГУ, УрФУ, ЧГУ, ЮФУ и#nbsp;ЯГТУ, объединившиеся на#nbsp;базе платформы Modeus, чтобы совместно работать над темой цифровой трансформации высшего образования в#nbsp;России и#nbsp;внедрять ИОТ в#nbsp;свои рабочие процессы.
Узнать больше об#nbsp;ИОТ-слёте можно в телеграм-канале и социальных сетях ИОТ-университета.
Посмотреть трансляцию Третьего Всероссийского ИОТ-слёта: 30 мая и 31 мая.