Новости

В Москве прошел Второй всероссийский ИОТ-слёт для ИТ-команд университетов и компаний-разработчиков

2023-06-05 16:33
134 делегата и#nbsp;спикера со#nbsp;всей страны представили 47 российских вузов и#nbsp;несколько компаний-разработчиков. В#nbsp;креативном пространстве «Старт Хаб» на#nbsp;«Красном Октябре» собрались проректоры, ИТ-директора и#nbsp;сотрудники российских университетов, отвечающие за#nbsp;техническую и#nbsp;инфраструктурную поддержку трансформационных процессов, руководители различных блоков управления образовательной деятельностью и#nbsp;ректоры вузов. На#nbsp;слёте обсудили отечественные цифровые решения для#nbsp;индивидуализации высшего образования, опыт их#nbsp;применения университетами.

Соорганизаторы слёта#nbsp;— ИОТ-университет и#nbsp;экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика». В#nbsp;программе ИОТ-слёта приняли участие представители МШУ «Сколково», ФГАНУ «Социоцентр», ПАО#nbsp;«Промсвязьбанк», СUSTIS и#nbsp;«Яндекс.Облако».

ИОТ-слёт вошел в#nbsp;программу Десятилетия науки и#nbsp;технологий. Это крупнейшее мероприятие для#nbsp;ИТ-команд российских вузов, заинтересованных в#nbsp;повышении конкурентоспособности своих выпускников и#nbsp;внедряющих принцип ИОТ (индивидуальные образовательные траектории), позволяющий студентам влиять на#nbsp;построение профиля своих компетенций, а#nbsp;также предоставляющий большие возможности для#nbsp;освоения практики решения реальных производственных задач.
Открыли Второй всероссийский ИОТ-слёт дискуссией «Локальный цифровой зверинец или прокрустово ложе единообразия. К#nbsp;чему идем?» научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов, научный руководитель программы «Приоритет-2030», профессор МШУ «Сколково» Андрей Волков, руководитель ФГАНУ «Социоцентр» Андрей Келлер, председатель Совета ИОТ-консорциума вузов Владимир Рахтеенко, ректор ТУСУРа Владимир Рулевский, ректор ЯГТУ Елена Степанова, директор Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ им.#nbsp;М.#nbsp;В.#nbsp;Ломоносова Денис Янышев.
Андрей Волков, научный руководитель программы «Приоритет-2030», профессор МШУ «Сколково»:
«Мне довелось за#nbsp;последние 10 лет, участвуя в#nbsp;различных программах и#nbsp;комиссиях, послушать в#nbsp;районе 350−400 докладов о#nbsp;проектах развития университетов. Крайне редко встречаются небанальные мысли об#nbsp;образовании, и#nbsp;вопрос об#nbsp;индивидуализации как#nbsp;бы повисает в#nbsp;воздухе. Люди не#nbsp;отвечают на#nbsp;вопрос „а#nbsp;что я#nbsp;хочу сделать, индивидуализируя?“#nbsp;— ведь это очень хлопотно, трудно, гораздо сложнее управляется, требует еще существенных ИТ-инвестиций.

Важно определиться#nbsp;— зачем нужна индивидуализация. И#nbsp;я#nbsp;попытаюсь этот вопрос задать не#nbsp;в#nbsp;вопросительном, а#nbsp;в#nbsp;утвердительном ключе. Что мы#nbsp;не#nbsp;учитываем, что мы#nbsp;не#nbsp;только учим, но#nbsp;и#nbsp;люди иногда учатся. Так как одно дело „передать образование“, а#nbsp;другое#nbsp;— „взять образование“. Если мы#nbsp;это не#nbsp;учитываем, то#nbsp;индивидуализация не#nbsp;нужна: надо учить, а#nbsp;дальше проверять знания. А#nbsp;если мы#nbsp;исходим из#nbsp;того, что некоторые из#nbsp;них учатся, то#nbsp;есть встречаем встречное движение, то#nbsp;мы#nbsp;вынуждены, как честные люди, по-другому строить наш образовательный процесс».
Владимир Рахтеенко, председатель Совета ИОТ-консорциума вузов:
«Образование#nbsp;— это про людей. Когда мы#nbsp;автоматизируем, когда мы#nbsp;подходим к#nbsp;описанию и#nbsp;созданию процессов университетов, самое тяжелое#nbsp;— это не#nbsp;выплеснуть человека. Не#nbsp;выплеснуть это общественное благо.

Как человек, который работает в#nbsp;автоматизации с#nbsp;1976 года, я#nbsp;вам скажу один провокационный тезис: везде, где появляется цифра, умирает качество, когда это касается качества социального. Потому что оно переживается совершенно индивидуализировано. Его нельзя загнать ни#nbsp;в#nbsp;какие модели.

Мы#nbsp;проанализировали сферу образования и#nbsp;поняли, что в#nbsp;ней есть три ключевых дефицита:

  • Люди, которые действительно меняют образование. Причем они исчисляются десятками, может быть сотнями людей на#nbsp;страну. Не#nbsp;разговаривают об#nbsp;этом, а#nbsp;меняют, не#nbsp;боясь ошибок, что они пойдут не#nbsp;туда. Люди, которым не#nbsp;все равно. Пассионарии, которых чудовищно мало. А#nbsp;если нам нужны изменения, то#nbsp;нужны именно такие люди.

  • Дефицит образа будущего. Ведь что такое хорошее образование? Мы#nbsp;сейчас в#nbsp;консорциуме занимаемся проектным обучением, и#nbsp;практически никому не#nbsp;можем объяснить, что такое учебный проект. Все говорят: „Проект#nbsp;— это НИОКР, индустрия, мы#nbsp;так деньги зарабатываем“. А#nbsp;вы#nbsp;не хотите туда студентов пригласить? Но#nbsp;нет, давайте мы#nbsp;сначала этих студентов в#nbsp;игровом проекте подготовим, где главное#nbsp;— образовательный результат. А#nbsp;кому это надо? Как все это спроектировать? Но#nbsp;тут хорошие новости: мы#nbsp;возьмем это на#nbsp;себя. Мы#nbsp;умеем из#nbsp;такого проблемного поля подсмотреть и#nbsp;допридумать схемы, которые будут закрывать огромное организационное разнообразие, но#nbsp;будут компактными и#nbsp;работоспособными.

  • Ресурсы. Если не#nbsp;научиться создавать конвенциональные стандарты, которые устраивают ну#nbsp;хотя#nbsp;бы десяток вузов, то#nbsp;образование просто обречено».
Андрей Келлер, руководитель ФГАНУ «Социоцентр»:
«Любая управленческая система хочет измерять процессы в своей системе, ибо вечен тезис „что нельзя измерить, тем невозможно управлять“. Государство заинтересовано в мониторинге процессов, происходящих в университетах: коллегам важно опираться на объективную информацию, при этом вузы автономны в принятии всех внутренних решений. Но мы знаем, что „культура съедает стратегию на завтрак“: процессам изменения будет препятствовать сформированная внутри университета культура. И перед выходом на уровень глобальных изменений надо начинать работать с этой культурой».
Виктор Рулевский, ректор ТУСУРа:
«Я#nbsp;считаю, что за#nbsp;последнее время министерство дало университетам очень много ресурсов и#nbsp;возможностей для#nbsp;реализации своих амбиций. Если у#nbsp;тебя есть желание, то#nbsp;ты#nbsp;можешь быть участником любой программы. И#nbsp;у#nbsp;тебя точно появится ресурс. Нужно только желание, и#nbsp;по-другому это просто не#nbsp;работает. Так что в#nbsp;данном случае „шарик на#nbsp;нашей стороне“, и#nbsp;мы#nbsp;должны показать результаты использования этих ресурсов.

Создавая новые цифровые сервисы и#nbsp;пространства, мы#nbsp;понимаем, что они должны обеспечивать развитие потенциала как студентов, так и#nbsp;преподавателей. При этом должна быть создана такая безопасная среда развития, с#nbsp;возможностью персонального роста и#nbsp;самоопределения. И#nbsp;в#nbsp;то#nbsp;же время у#nbsp;студентов должна быть возможность на#nbsp;ошибку. Студенты очень боятся, с#nbsp;одной стороны, цифровизации. Потому что там все четко зафиксировано, невозможно ничего сделать. А#nbsp;с#nbsp;другой стороны, сейчас дети уже лучше нас знают все эти цифровые сервисы».
Елена Степанова, ректор ЯГТУ:
«Для#nbsp;чего нам ИОТ? Мы#nbsp;три года это делаем. Почему? Потому что надоело разбираться с#nbsp;частностями, в#nbsp;том числе на#nbsp;примере неоднородности студентов. Неоднородность на#nbsp;уровне групп студентов, которые имели невысокий уровень подготовки по#nbsp;определенным дисциплинам.

Сейчас сократилось отчисление на#nbsp;уровне первых курсов по#nbsp;неуспеваемости. Наш опыт ИОТ#nbsp;— это попытка системного решения при полном осознании, что университет еще и#nbsp;неоднороден внутри.

Зачем нам ИОТ? Это наша конкурентоспособность. Мы#nbsp;многое пробуем. У#nbsp;нас работает биржа проектов как способ сборки команд. Мы#nbsp;хотим стать понятными для#nbsp;предприятий через формат учебных задач. Делаем ставку на#nbsp;максимизацию отношений и#nbsp;доходов от#nbsp;хозяйственных договоров на#nbsp;НИОКР с#nbsp;индустриями. Наши студенческие команды заходят в#nbsp;периметр групп разработчиков.

Для#nbsp;нас не#nbsp;стоит вопроса „или“, это скорее вопрос верного сочетания индивидуализации разных уровней подготовки и#nbsp;приоритетов университета. У#nbsp;нас в#nbsp;программе развития проект инженерной школы политеха (появился раньше, чем проект ПИШ). Это предельно индивидуализированный подход и#nbsp;свободный учебный план. Работа со#nbsp;студентом в#nbsp;такой организованной деятельности развивает его способности к#nbsp;самоопределению. И#nbsp;это один из#nbsp;смыслов индивидуализации».
За#nbsp;два дня эксперты и#nbsp;участники обсудили темы технологической поддержки гибридного обучения, практики внедрения ИОТ в#nbsp;университетах собственными силами и#nbsp;с#nbsp;использованием отечественной цифровой платформы Modeus, организацию проектного обучения, варианты развития ПИШ через сотрудничество с#nbsp;промышленностью (НИОКР) и#nbsp;создание совместных магистратур для#nbsp;подготовки инженеров нового поколения, вариант реализации ИОТ в#nbsp;модели перевернутого учебного плана, использование#nbsp;ИИ в#nbsp;платформах адаптивного обучения в#nbsp;медвузе и#nbsp;опыт университетов.

На#nbsp;ИОТ-слёте также было подписано соглашение о#nbsp;вступлении Череповецкого государственного университета в#nbsp;ИОТ-консорциум. Скрепили решение о#nbsp;партнерстве своими подписями председатель Совета ИОТ-консорциума Владимир Рахтеенко и#nbsp;проректор по#nbsp;цифровой трансформации ЧГУ Алена Смыслова.
«Когда мы#nbsp;масштабировали проектное обучение на#nbsp;весь университет, мы#nbsp;поняли, что вручную нам „не#nbsp;разрулить“: появляются ошибки, человеческий фактор, мы#nbsp;теряем студентов в#nbsp;мощной динамике движения контингента (кто-то отчисляется, кто-то восстанавливается, кто-то переводится к#nbsp;нам с#nbsp;других университетов). Когда мы#nbsp;начинали, это было 11 команд. Их#nbsp;все вместе собирали на#nbsp;защиты, приглашали индустриальных партнеров.

Сейчас, когда их#nbsp;300, мы#nbsp;поняли, что нам нужно ИТ-решение. И#nbsp;в#nbsp;этот момент мы#nbsp;встретились с#nbsp;CUSTIS и#nbsp;решили, что попробуем решить эту задачу вместе,#nbsp;— отметила Алена Смыслова. —#nbsp;Совместно с#nbsp;Modeus мы#nbsp;отпилотировали проект сразу на#nbsp;весь масштаб университета, опробовали функционал конкретно на#nbsp;нашей модели. Это полторы тысячи студентов, около сотни наставников и#nbsp;более трехсот проектов в#nbsp;каталоге. Поняли, что этот функционал достаточно универсален и#nbsp;может подойти различным университетам.

Сейчас мы#nbsp;вступили в#nbsp;ИОТ-консорциум, чтобы как полноправные участники сообщества использовать эту цифровую платформу в#nbsp;Череповецком государственном университете.»
Завершающая дискуссия ИОТ-слёта, посвященная обсуждению уроков проектного обучения, собрала опыт практиков в#nbsp;этом направлении. Участниками дискуссии стали лидер практики управления изменениями ИОТ-университета Александр Елисеенко; к. т. н., директор Центра проектного обучения и#nbsp;работы с#nbsp;талантами ТПУ Илья Петлин; к. т. н., проректор по#nbsp;цифровой трансформации ЧГУ Алена Смыслова; директор Института опережающих технологий «Школа Икс» ДГТУ Павел Герасин; к. т. н., профессор кафедры ИКТ, руководитель лаборатории искусственного интеллекта Московского Политеха, разработчик методических рекомендаций Минобрнауки#nbsp;РФ по#nbsp;реализации перевернутого учебного плана Андрей Филиппович; руководитель программы развития ТюмГУ Надежда Федорова; директор студенческого офиса НИЯУ МИФИ Алексей Егоров; к. х. н., директор Института фундаментального образования УрФУ Николай Хлебников; руководитель Дирекции основных образовательных программ СПбПУ Людмила Панкова.
Узнать больше об#nbsp;ИОТ-слёте можно в телеграмм-канале и#nbsp;социальных сетях ИОТ-университета.