Новости

Ирина Гордина приняла участие в дискуссии «Университеты и молодёжь: стратегические приоритеты» в рамках ММСО-2025

Участниками дискуссии стали замглавы Минобрнауки РФ Ольга Петрова, директор Центра знаний «Машук» Антон Сериков, ректор ГУУ Владимир Строев, ректор МГУ им. Огарёва, советник главы Республики Мордовия Дмитрий Глушко, заместитель генерального директора CUSTIS, директор мероприятий ИОТ-сообщества Ирина Гордина, ректор университета «Синергия» Артём Васильев, генеральный директор компании «Цифриум» Алексей Половинкин, ректор ПГНИУ Игорь Германов, руководитель по работе с партнёрами департамента реализации стратегических проектов VK Евгений Лохматов, модерировал дискуссию научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов.
«2025 год — это год, когда стартует новая линейка нацпроектов, которые построены уже по другому принципу: все межведомственные. И один из ключевых проектов, который касается и молодёжи, и университета — это нацпроект «Молодёжь и дети», который охватывает практически 37 миллионов жителей нашей страны. Мы как Министерство науки и высшего образования, Министерство просвещения, коллеги из Росмолодёжи и другие ФОИВ, которые также участвуют в мероприятиях, понимаем, что фундаментальное образование — это та основа, которая создаётся, пока мы обучаем и выпускаем из стен университетов студентов в реальную жизнь. Ключевое здесь — правильное выстраивание взаимодействия и коммуникации», — рассказала Ольга Петрова.
Игорь Германов отметил, что университеты и школы давно утратили монополию на формирование мировоззрения зрения молодых людей: «Ни учитель, ни преподаватель в вузе уже не является абсолютным авторитетом. Это значит, что на нас возлагается миссия формирования некоего навыка у студента, некой когнитивной способности отличать чёрное от белого. И формирование критического мышления — это одна из ключевых функций современного университета».
Ирина Гордина акцентировала внимание на воспитании осознанности у молодёжи: «Дискутировать о том, что молодёжь сейчас хочет учиться «в кайф», и поэтому мы должны всё под этот «кайф» переустроить в университете, можно тогда, когда нам не придётся потом идти к врачу, который учился в игровой форме, или не придётся жить в зданиях, которые строил выпускник строительного университета, который тоже учился «творить по наитию при помощи ИИ», а не выстрадав своё новое с хорошо освоенным классическим сопроматом. Поэтому давайте не расслаблять своих детей. Давайте воспитывать их таким образом, чтобы они понимали, что они родились для продуктивной деятельности, и для этого пошли учиться и работать. А кайф — это когда больной выздоровел, а здание получилось крепким и нравится людям.

Мы занимаемся индивидуализацией высшего образования, когда студент уже в процессе учёбы определяется со своей конечной квалификацией и получает уникальный набор компетенций. Вот здесь тоже интересно покайфовать от того, что многое выбираешь для себя сам, потому что в 18−19 лет ты гораздо лучше себя знаешь, чем в 16, поступая в вуз по довольно рандомным причинам. И всё что мы с вами должны сделать, это поддержать своих детей таким образом, чтобы они определялись в старшем школьном возрасте просто с направлением подготовки. Это наш максимум. Важно, чтобы университеты были местом, где учат ориентироваться в большом спектре возможностей и сочетаний наук и искусств».