Новости

Павел Музыка рассказал о преимуществах гибких образовательных моделей в оперативном реагировании на запросы рынка труда

Министр образования и науки Удмуртской Республики Светлана Болотникова на открытии пленарной сессии в Ижевском ГТУ отметила, что для регионов важен обмен опытом:
«Сейчас всё основано на цифре, надеюсь, что продуктивная работа на конференции поможет в поиске новых решений».
Коллегу поддержал министр промышленности и торговли Удмуртской Республики Виктор Лашкарёв:
«Цифровизация проникает во все сектора и системы. Уровень развития технологий определяет уровень развития общества, что сказано давно. И мы стремимся стать лучшими».
Министр цифрового развития региона Михаил Фоминов подчеркнул, что именно университеты дают стране специалистов и профессионалов во всех сферах. Ректор ИжГТУ Александр Губерт рассказал о развитии инженерного образования в университете, где на сегодня обучаются более 12 000 человек. Университет развивается в партнёрстве с индустриальными партнёрами и научными центрами, участвует в пяти компетенциях научно-технологической инициативы.
«Мы понимаем, что нам нужно трансформировать внутреннюю систему управления университетом на базе цифровых данных, которые мы планируем собирать от всех аспектов деятельности, и заботиться о подготовке кадров, которые бы возобновляли в первую очередь наш внутренний вузовский процесс, чтобы готовить грамотных и технически подготовленных студентов», — отметил Губерт.
Ректор АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035» Дмитрий Кайсин обратил внимание на то, что университетам важно успевать за изменениями технологий:
«Традиционно говорить, что образование отстаёт от промышленности, а по идее должно, наоборот, опережать. Мне кажется, нужно честно посмотреть в зеркало и сказать, что и университету нужно уметь учиться. Меняться регулярно, минимум раз в год. Мы должны иметь какую-то версию кадрового прогноза, квалификационного заказа, что нужно рынку».
Генеральный директор ИОТ-университета, директор по развитию ИТ-платформы Modeus Павел Музыка рассказал о подходах к решению поставленных вопросов:
«Для достижения технологического лидерства университет должен обеспечивать рынок мотивированными профессиональными кадрами. Ответом на этот вызов может стать гибкость образовательных программ. Индивидуальные траектории позволяют студенту выбирать направление в процессе обучения — наука, технологии, инженерия — а университет выстраивает систему управления, учитывающую интересы студента, отрасли и собственные ограничения.

Университетам необходимо осуществить переход от изолированных программ к образовательному пространству с общей фундаментальной базой и возможностью оперативной надстройки новых специальностей. Это позволит сократить срок от получения запроса до выпуска специалистов на рынок труда с 4–5 до 2–3 лет, а в отдельных направлениях — до 1 года. Для этого процессы в университете должны быть гибкими и адаптивными. За последние 15 лет как минимум 20 ведущих мировых университетов реализовали эту трансформацию. В том числе как минимум 5 российских ведущих университетов.

Что касается нашей платформы, сейчас на ней работают 9 университетов, это порядка 70 000 студентов. В настоящее время мы работаем более чем с 20 университетами, много делаем в части помощи университетам по пересборке, перепроектированию образовательных моделей — это большая работа с организационными и методическими изменениями внутри университета, чтобы поддержать планируемую гибкость. Помогаем командам университетов собрать свою уникальную образовательную модель, оснащаем команду методиками, фреймворками, инструментами, практиками, поддерживаем экспертизой. Такая работа по развитию команды университета и по сборке модели позволяет ускорить процесс трансформации».
Директор по развитию ООО «Тандем информационные системы» Александр Молчанов поднял вопрос изменения подходов к организации и продвижению программ ДПО:
«Мы видим, как много частных курсов и программ, и всегда возникает резонный вопрос, почему университеты с лёгкостью за последние 10 лет отдали им весь этот сегмент, связанный с дополнительным профессиональным образованием. А ведь это вполне достойный рынок с понятными деньгами. Если организовать процесс должным образом, эта цифра может значимо измениться».