«Я считаю, цифровая трансформация является неизбежной для всех сфер деятельности. Университеты здесь не являются исключением. Но так же, как и в других сферах, цифровая трансформация возможна только тогда, когда основная деятельность готова к этому. В случае университетов ключевым вопросом становится гибкость образовательной модели. Возможность быстро включать в учебный процесс наработки и инструменты, доказавшие свою эффективность, наравне с исключением неэффективных подходов, становится конкурентным преимуществом. Это является и ключевым вызовом для многих университетов. Ведь необходимо пройти по лезвию бритвы, сохранив с одной стороны традиции и лучшие наработки, добавив, с другой стороны, необходимое количество степеней свободы в процессы для быстрой адаптации к меняющимся условиям и технологиям. Те университеты, которые найдут этот баланс и выиграют в конкурентной борьбе за талантливых абитуриентов».
«Первый блок это анализ развития университета и выбор приоритетных направлений развития. Далее — модель диагностики зрелости цифровой трансформации и гибкости образовательной модели университета. Также важна работа университета над целевой образовательной моделью — каков будет путь студента, как строится модель управления университетом в новой образовательной парадигме, какие и как будут созданы или изменены бизнес-процессы, какими цифровыми решениями будут поддержаны эти изменения. Из этого возникает сборка программы развития, когда уже можно оценить бюджет реализации и контрольные показатели.
Не так давно мы на митапе ИОТ-университета обсуждали подходы к исследованию и управлению опытом студента, сегодня я обращу ваше внимание на методику „Карта пути студента“, общепризнанного стандарта которой нет, но ключевые блоки понятны. Карта позволяет иллюстрировать концепцию образовательной модели университета, а коллективное её проектирование позволяет получить целостное понимание образовательной части и внеобразовательных активностей студента. Это хорошо проявляет сильные стороны университета и зоны роста. Здесь важно на старте собрать аналитику целевой аудитории и аналитику образа выпускника (модель компетенций или структура образовательных результатов). Затем разложить планируемые результаты по времени и запланировать, за счёт каких мероприятий этих результатов можно достичь.
Важно, на наш взгляд, описать подробно действия студента, в том числе его действия по принятию решений о будущей образовательной траектории. Конечно, важно предусмотреть сервисы обеспечения этих результатов — от цифровых до инфраструктурных. С точки зрения цифровой зрелости университета именно здесь становится понятно, какие сервисы должны быть цифровыми».