Новости

Эксперт ИОТ-университета провела мастер-класс по внешним коммуникациям для команд университетских кампусов в Уфе

Ольга Петрушина, архитектор программ и проектов развития, эксперт в области коммуникации и соучастного проектирования, лидер трека «Партнёрства и сообщества» ИОТ-университета, провела мастер-класс по внешним коммуникациям для команд университетских кампусов, собравшихся в Уфе на стратсессии «Формирование эффективных моделей управления кампусами», организованной Минобрнауки.

В мастер-классе приняли участие представители 17 регионов, среди них – представители университетов, администраций регионов, ключевых предприятий и организаций, научных центров и, собственно, кампусов.

По мнению эксперта, командам, которые находятся на этапе активного планирования деятельности кампуса, заземления и стыковки её с уже существующими городскими и региональными площадками и акторами, важно выяснять, кто в какой позиции находится и строить партнёрства с опорой на этот интерес, а также учитывать разные уровни власти и принадлежности бизнеса (от федеральных сетевых компаний до локальных малых бизнесов).

Можно выделить три основных типа интересов при реализации проектов университетских кампусов: федеральный, региональный и интерес местного сообщества (конкретно людей, которые в будущем будут пользоваться результатами). Учёт всех типов интересов позволяет создать более устойчивую и эффективную модель управления проектами, избежать возможных проблем и обеспечить успешное завершение проекта.
– «В этом вопросе нет мелочей, иначе мы можем получить историю, как в старой притче, когда при строительстве шоссе не были учтены интересы хозяина маленькой хижины. В результате отказ от её сноса остановил всю стройку», – описала риски Ольга Петрушина.
Отдельный акцент эксперт сделала на создании фундамента для выращивания продуктов и проектов федерального масштаба на основе соединения интересов региональной власти, бизнеса и потенциальных пользователей кампуса. Такие проекты, «выращенные» снизу, от инициативы, достаточно чётко отвечают поставленным федеральными органами задачам по обеспечению технологического и цифрового суверенитета.

В ходе мастер-класса участники постарались «приземлить» сложные задачи и цели на конкретные шаги. При проектировании таких масштабных проектов декомпозиция цели представляет собой сложную задачу, и планирование часто осуществляется большими отрезками с ориентацией на крупные результаты, которые важно разбить на задачи в виде последовательных маленьких шагов. Каждая группа сформировала по три шага в реализации своих проектов университетских кампусов к 2025 году, ориентированных на достижение результата в 2030 году.

Основной вывод встречи: главное в коммуникации – люди. На них держится и план, и результат, и качество. Следовательно, важно понимать, как с ними взаимодействовать и что делать, чтобы привлекать лучших на сложные задачи и проекты. Эксперт отметила, что в проектах с высокой степенью неопределённости и объёмными коммуникациями важно работать со зрелыми людьми, развивая их способность справляться с хаосом и высокой напряжённостью. Не всегда легко найти и вовлечь таких людей в команду. Участники разобрали конкретные инструменты поиска и вовлечения новых людей в команду и выращивания специалистов внутри проекта.
Ольга Петрушина также отметила: «Для ИОТ-университета встреча с коллегами – это еще и возможность рассказать о нас. Сегодня в опыте нашей группы консалтинга более 30 проектов самых разных активностей с университетами – работа по складыванию стратегий, образовательные активности, консалтинг в подборе абитуриентов. Второе важное направление: ИТ-поддержка образовательной модели, когда мы можем не просто зарисовать модель на бумаге, а сделать её реальностью и обеспечить удобную навигацию в ИТ-инструменте, чтобы она зажила и стала комфортной для каждого пользователя: и студента, и педагога, и представителя администрации. Повестка управления кампусами – это большое пространство для находок, экспериментов, часто ошибок. Важно не только построить здания, но и наполнить кампус жизнью и смыслами, сделать его желанным местом для студентов, преподавателей и горожан. Иными словами, просто «отцепить» часть своих текущих программ и отдать их в кампус для межвузовского взаимодействия – идея не очень. Практики ИОТ-университета умножают возможности создания нового пространства в сжатые сроки госпрограммы, и я была рада ими поделиться».