9 июня EduTech Сlub от СберУниверситета провел дискуссию о технологиях и моделях персонализации массового обучения.
Модерировал дискуссию Вячеслав Юрченков, начальник центра развития образовательных технологий СберУниверситета, участники дискуссии: д.п.н., профессор кафедры психологии и педагогики РУДН Дмитрий Ермаков, эксперт в области дата-центричного педдизайна, руководитель направления «Развитие человека на основе данных» Университета 20.35 Андрей Комиссаров, ведущий методист курсов, тимлид по методологии в онлайн-школах SkillBox Наталья Кузнецова, генеральный директор CUSTIS, председатель совета ИОТ-консорциума Владимир Рахтеенко.
Эксперты обсудили различные подходы к индивидуализации и персонализации образования.
Модерировал дискуссию Вячеслав Юрченков, начальник центра развития образовательных технологий СберУниверситета, участники дискуссии: д.п.н., профессор кафедры психологии и педагогики РУДН Дмитрий Ермаков, эксперт в области дата-центричного педдизайна, руководитель направления «Развитие человека на основе данных» Университета 20.35 Андрей Комиссаров, ведущий методист курсов, тимлид по методологии в онлайн-школах SkillBox Наталья Кузнецова, генеральный директор CUSTIS, председатель совета ИОТ-консорциума Владимир Рахтеенко.
Эксперты обсудили различные подходы к индивидуализации и персонализации образования.
По мнению Дмитрия Ермакова, в этом вопросе важно прежде всего говорить о достижении обучающимися некоторого уровня психологической зрелости, и понимать, что это состояние субъектности у каждого наступает в разное время. Именно когда оно наступает, возможна персонализация. Также он сравнил традиционное образование с поездом, следующим строго заданным маршрутом и ведомым машинистом, тогда как в стратегии персонализации образования в центре все же обучающийся, и метафорой тут может быть мореплавание, где все пути открыты и важно научиться пользоваться множеством инструментов и выбору цели.
Андрей Комиссаров акцентировал внимание на методологии исследовательского поведения и сборе данных для проверки гипотез по четким метрикам. Также он обратил внимание, что важно разделять цели — достижения образовательного результата и достижения самоопределения, так как именно это мешает сделать персонализацию массовой. Это вопрос ценностей — что важнее: достижение результата, дисциплина, доверие и свобода, новаторство и эксперимент, либо социальная динамика. Среди новинок он выделил проект ИИ-помощника и экзаментора, основанного на принципе перехода от текстов в коммуникацию голосом и подчеркнул, что так реализуется попытка делать рефлексию привычкой, обучать делать осознанный выбор.
Наталья Кузнецова отметила, что по ее мнению, персонализация не нужна всем программам — не все к этому готовы. Она рассказала о форматах курсов 3.0 в SkillBox и создании нелинейного трека обучения: это подготовка задач разной сложности и организация поддержки, четко прописанные критерии для оценки качества прохождения шагов. Такая индивидуализация повышает мотивацию участников, ответственность, точно реализуема в асинхронном онлайн-формате, скорее всего — чуть сложнее в синхронном офлайн-формате.
Основная отметка в дипломе должна быть про то, как студент работал с образовательным пространством и учился самостоятельности, — высказал мнение Владимир Рахтеенко.
Основная отметка в дипломе должна быть про то, как студент работал с образовательным пространством и учился самостоятельности, — высказал мнение Владимир Рахтеенко.
Владимир Рахтеенко, генеральный директор CUSTIS, председатель совета ИОТ-консорциума вузов подробно представил идеологический подход и опыт внедрения ИОТ (индивидуальных образовательных траекторий) в российском высшем образовании:
«Мы апологеты того, что студенты в университете должны научиться самообразованию, так что в начале выборы должны ставить рефлексию, и если образовательное пространство построено правильно, большая часть этого достигает. Также мы считаем, что люди НЕ одинаковые, именно поэтому персонализация улучшает обучение. Идеология персонализации — это забота об образовательных целях и о том, что и на каких уровнях и этапах студент выбирает сам, и что ему навязывают.
Мы различаем слова «образование» и «подготовка». Образование — это умение работать с картинами мира и семантическими сложными системами, рефлексией разного уровня, умение ставить задачу, умение работать в команде. И мы шли в университеты сохранить образование, а не скатываться в профтехподготовку на уровне ПТУ. Основная угроза университетов сегодня, по нашему мнению, это онлайн-платформы, которые, говоря об образовании, на самом деле занимаются подготовкой. Есть два тренда: это бегство в интернет (быстрая подготовка с девизом «долой образование») и мобильность студенческого и преподавательского состава, которая не оставляет средним и слабым вузам шансов на выживание.
Мы понимаем, что перестроить образование можно только через ИОТ. Это заносит в университет новую энергию, желание студента, академическую свободу преподавателей и дает разломать стены университета, как мы говорим — «заглянуть в соседнюю аудиторию».
Когда мы говорим об образовании в мире, там есть различные модели: это классическая «труба», где нет особого выбора, но есть и примеры, когда можно выбирать вообще все — например, 50 курсов математики. Истина же где-то посередине.
ИОТ — это давнейший дискурс, и он развивается.
Относятся к этому по-разному. С утверждениями «ИОТ — это вседозволенность и анархия», «у нас уже есть ИОТ», «с ИОТ нельзя пройти аккредитацию», «индивидуализированное расписание на 20 тысяч студентов невозможно», «ИОТ — это очень дорого, мы себе этого позволить не можем», «ИОТ — это модно, давайте его просто внедрять везде».
Основной же смысл этого подхода — загрузить университет проектной педагогикой. Семинары, проектные команды, игры, динамические команды. Это непросто: расписание сложное, нужно избыточно много контента. Тем не менее, почти все вузы заявили ИОТ как ключевую технологию в «Приоритет-2030», хотя для кого-то это пара дисциплин по выбору, а для кого-то — образование XXI века. Кто-то верит, что сделает все сам, а кто-то считает, что это нереально даже с помощью федеральной платформы. На самом деле ИОТ — это большой пакет технологий, который можно употребить во благо, а можно и дров наломать.
Мы сейчас обсуждаем важную тему — что технологии без методологии приводят к отрицательной селекции. Если технология основана на методологии, и сделан ИОТ хорошо, то результаты интересны.
Для меня ИОТ — это образование XXI века. Фундаментальное, системное, мультидисциплинарное. Практико-ориентированное, интегрированное в исследовательскую повестку и современную практику, оно постоянно подстраивается под фронтир. Такое образование ставит студента в центр образовательного процесса,
максимально раскрывает потенциал каждого студента, одновременно работает на развитие личности и на выбранную им первую специализацию. Использует лучшие внешние ресурсы и капиталы. Использует современные образовательные технологии,
делает их массовыми за счeт цифровизации: массовое проектное обучение, сетевое гибридное образование, проблемно-ориентированное обучение. Даeт преподавателям и исследователям реальную академическую свободу, высвобождает их творческую энергию, которая выводит обучение, исследования и инноватику на качественно новый уровень.
Вся игра в том, как эти уникальные вещи внести в вуз незадорого.
Семь лет назад мы начали с ТюмГУ, и уже можно померить результаты. Вуз тогда стагнировал, и все понимали, что нужен рывок в развитии, с ИОТ все показатели пошли вверх. Например, упало количество отчислений, подняли балл ЕГЭ, появилась другая динамика по смене направлений подготовки.
Надо различать три пути индивидуализации: индивидуальная траектория обучения, индивидуальный подход в обучении и смешанный тип индивидуализации.
И принципы индивидуализации: честный выбор, модульность, студентоцентричность, фокус на управлении образовательным продуктом и цифровизацию.
Основная логика ИОТ — последовательное наращивание ответственности выбора студента. Я бы хотел, чтобы в дипломе появилась основная отметка — как студент работал с образовательным пространством и учился самостоятельности. Надеюсь, рано или поздно она появится.
Что же делать тем, у кого пока нет Modeus? Есть варианты: попробуйте нарисовать образовательное пространство — какая степень свободы, как это устроено, соберите современные коммуникативные форматы и организуйте небольшой полигон в 300−500 студентов для начала.
Также хочу сказать, что наша идеология персонализации и индивидуализации, это когда студент живет в пространстве, которое чем-то очерчено, а персонализация — когда появляется гибридное сетевое образование, и он может выбрать курс, которого нет в его университете вообще, и зачесть его себе. Надеемся, лет через пять лет это где-то случится.
К сожалению, помимо идеологии, ИОТ надо сделать еще и организационно. Это другая культура и другая жизнь вуза в целом. И тут нужна поддержка первых лиц вуза.
Что же касается эффектов — вы получаете саморазвивающуюся систему, которая начинает поглощать все лучшие ресурсы вокруг вас. Мы видим, как в результате студенты поехали назад в регион, преподаватели перестали уезжать. Это крутая вещь и это коммуникативная педагогика, при этом все онлайн-платформы не самоцель, они внутри и это просто формы учебных встреч. Смысл в том, что есть известный опыт студента и известный опыт преподавателя, и они выбирают друг друга — это и есть настоящая персонализация».