Новости

Директор ИОТ-университета Павел Музыка дал интервью порталу «Ректор говорит!»

2023-08-22 13:18
Столетиями университеты предлагали студентам единую трассу от#nbsp;поступления до#nbsp;выпуска, на#nbsp;которой все потоково получали одни и#nbsp;те#nbsp;же знания. XXI век, век индивидуализации во#nbsp;всех сферах, привнес в#nbsp;вузы новую концепцию индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ). Мы#nbsp;поговорили с#nbsp;директором ИОТ-университета и#nbsp;главным архитектором Modeus, платформы управления индивидуальными образовательными траекториями в#nbsp;университетах и#nbsp;ДПО, Павлом Музыкой#nbsp;— о#nbsp;том, почему ИОТ вызывают недоверие и#nbsp;порой даже сопротивление, как определить, что вуз действительно применяет эту модель, а#nbsp;не#nbsp;имитирует, и#nbsp;как она влияет на#nbsp;участников образовательного процесса.

Вопросы спикеру задают: главный редактор портала «Ректор говорит!» Александр Никифоров (далее#nbsp;— А. Н.) и#nbsp;корреспондент Екатерина Позднякова (далее#nbsp;— Е. П.), а#nbsp;также эксперт программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» Светлана Тюкина (далее#nbsp;— С. Т.).

Больше чем курсы по#nbsp;выбору

А. Н. —#nbsp;Павел Александрович, индивидуальные образовательные траектории#nbsp;— один из#nbsp;трендов образования, но#nbsp;складывается впечатление, что для#nbsp;некоторых университетов это, скорее, «модное увлечение», нежели реально рабочая концепция, которую они понимают, как реализовать. В#nbsp;разговоре с#nbsp;Вами хочется прояснить, почему так происходит и#nbsp;что надо делать, чтобы ИОТ выполняли свои задачи.

—#nbsp;Спасибо за#nbsp;возможность обсудить тему. Думаю, мы#nbsp;поговорим и#nbsp;об#nbsp;имитациях при внедрении индивидуализации в#nbsp;университетах, и#nbsp;о#nbsp;тех вузах, где эта модель принесла позитивные результаты.

Е. П. —#nbsp;Как и#nbsp;любое новшество, ИОТ вызывают недоверие и#nbsp;сопротивление, особенно в#nbsp;России, где устойчиво мнение, что у#nbsp;нас было лучшее в#nbsp;мире образование, а#nbsp;мы#nbsp;его портим, в#nbsp;том числе модными нововведениями. Что сложнее всего доказать противникам ИОТ?

—#nbsp;Самым большим заблуждением в#nbsp;отношении ИОТ я#nbsp;бы#nbsp;назвал мнение, что это только дисциплины или курсы по#nbsp;выбору. Чаще всего в#nbsp;университетах говорят: «У#nbsp;нас всё это давно есть. Еще в#nbsp;советские времена было#nbsp;— когда студент на#nbsp;старшем курсе специалитета выбирал одну из#nbsp;трех спецдисциплин». Назвать это индивидуализацией обучения можно с#nbsp;натяжкой.

Сложнее всего донести вузам, что ИОТ не#nbsp;только и#nbsp;не#nbsp;столько про выбор конкретных дисциплин, сколько про целый набор практик, инструментов и#nbsp;подходов к#nbsp;разработке, созданию и#nbsp;сопровождению образовательной модели университета. Модели, которая поддерживает индивидуализацию в#nbsp;широком смысле, то#nbsp;есть учитывает особенности и#nbsp;способности студентов, их#nbsp;образовательное и#nbsp;карьерное целеполагание, условия внешней среды, взаимодействие с#nbsp;индустриальными партнерами.

30 лет назад большинство вузовских выпускников получали одну профессию на#nbsp;всю жизнь. Сегодняшние студенты, по#nbsp;прогнозам, сменят в#nbsp;течение жизни не#nbsp;менее 3−4 профессий. Именно поэтому индивидуализация нужна не#nbsp;только как возможность выбрать себе траекторию на#nbsp;ближайшие 4 года обучения в#nbsp;университете#nbsp;— она нужна как способ научить человека выбирать профессию на#nbsp;ближайший период и#nbsp;менять ее#nbsp;по#nbsp;ходу всей жизни

Е. П. —#nbsp;Какой Ваш прогноз по#nbsp;дальнейшему распространению ИОТ в#nbsp;российских вузах?

—#nbsp;Опыт последних 10 лет показывает, что университеты, которые выстраивают образовательную модель с#nbsp;учетом индивидуализации, более конкурентоспособны по#nbsp;сравнению с#nbsp;вузами, которые живут по#nbsp;модели жесткого учебного плана, где 4−5 лет вообще ничего нельзя менять. В#nbsp;такие университеты абитуриенты идут с#nbsp;гораздо меньшей охотой, чем в#nbsp;те, которые учитывают их#nbsp;личные особенности и#nbsp;учат строить успешные жизненные траектории.

С. Т. —#nbsp;Ключевая задача ИОТ#nbsp;— научить студента самостоятельно выбирать индивидуальный путь профессионального развития. Насколько к#nbsp;этому готовы выпускники школ?

—#nbsp;Массовая школа, к#nbsp;сожалению, не#nbsp;готовит детей к#nbsp;этому. Есть, конечно, уникальные учреждения, где эта модель реализуется, но#nbsp;они, скорее, редкость.

Если говорить про то, что представляют собой ИОТ в#nbsp;университете, то#nbsp;это прежде всего безопасное пространство для#nbsp;выбора, который студент делает, не#nbsp;опасаясь совершать ошибки. В#nbsp;этом ему помогают тьюторы, наставники: поддерживают, объясняют, как сделать выбор, учат принимать решения о#nbsp;своем будущем.

Создать такую среду получилось, к#nbsp;примеру, в#nbsp;Институте радиоэлектроники и#nbsp;информационных технологий в#nbsp;Уральском федеральном университете. Совместно мы#nbsp;запустили там пространство для#nbsp;выбора спецкурсов от#nbsp;партнеров вуза из#nbsp;большого каталога с#nbsp;сотней предложений. Студенты выбирают не#nbsp;один-два, а#nbsp;десяток курсов, тем самым складывая свою уникальную специализацию под конкретного работодателя и#nbsp;направление в#nbsp;информационных технологиях. Университет помогает выбрать понятный для#nbsp;рынка труда профиль, чтобы обучение не#nbsp;было фрагментарным, когда студент хаотично понабрал разных курсов и#nbsp;теперь не#nbsp;знает, к#nbsp;какой профессии себя причислить.

ИОТ — это не#nbsp;универсальное решение для всех

С. Т. —#nbsp;Какой должна быть целевая модель университета, в#nbsp;котором внедряются и#nbsp;качественно реализуются ИОТ?

—#nbsp;В#nbsp;первую очередь я#nbsp;бы#nbsp;говорил про исследовательские университеты, где акцент сделан на#nbsp;науку, где есть собственные научные школы и#nbsp;сильные научные направления. В#nbsp;этом случае практика индивидуализации и#nbsp;создания гибкой образовательной среды позволяют привести в#nbsp;вуз замотивированных абитуриентов, которым интересны именно эти темы для#nbsp;исследований. На#nbsp;младших курсах они смогут попробовать 3−4 научных направления и#nbsp;к#nbsp;старшему курсу определятся, чем#nbsp;бы они хотели дальше заниматься. Не#nbsp;их#nbsp;принудительно распределили по#nbsp;направлениям, а#nbsp;они сами#nbsp;бы попробовали и#nbsp;выбрали.

Чем эта концепция хороша для#nbsp;преподавателей? Они могут проводить авторские курсы, общие для#nbsp;студентов разных направлений, и#nbsp;выявлять темы собственных исследований, которые вызывают наибольший интерес у#nbsp;обучающихся. Такие точки концентрации по#nbsp;научным темам и#nbsp;интересам позволят впоследствии собирать из#nbsp;слушателей курса исследовательские команды.

Вторая целевая модель#nbsp;— это классические университеты с#nbsp;широким спектром направлений подготовки, куда абитуриенты поступают зачастую даже не#nbsp;до#nbsp;конца определившись с#nbsp;выбором специальности. Вуз может помочь им#nbsp;самим принять решение#nbsp;— какую первую профессию они хотят получить. Для#nbsp;этого важно научиться работать с#nbsp;образовательными и#nbsp;карьерными целями студентов.

Третью когорту составляют наиболее востребованные сейчас университеты#nbsp;— технические. С#nbsp;одной стороны, противники индивидуализации приводят аргумент, что инженерия настолько сложна, что даже в#nbsp;существующий учебный план всего не#nbsp;вместить. С#nbsp;другой#nbsp;— подготовка современного инженера требует освоения не#nbsp;только хард скиллов, но#nbsp;и#nbsp;навыков командной работы, решения конфликтов и#nbsp;проектного обучения. Всё это тесно связано с#nbsp;индивидуализацией, потому что включает возможность самому студенту выбирать проект, команду и#nbsp;руководителя. Важно, чтобы эти проекты стали точкой встречи студентов с#nbsp;потенциальными работодателями, и#nbsp;у#nbsp;них была#nbsp;бы возможность поработать в#nbsp;проектах от#nbsp;нескольких компаний, чтобы понять, культура какой организации им#nbsp;ближе, где лучше наставники.

С. Т. —#nbsp;У#nbsp;меня была гипотеза, что первой моделью Вы#nbsp;назовете университеты предпринимательского типа, которые пытаются заходить в#nbsp;инноватику, а#nbsp;Вы, неожиданно для#nbsp;меня, начали с#nbsp;исследовательских вузов.

—#nbsp;Предпринимательских университетов у#nbsp;нас немного, хотя многие собираются стать таковыми.

Еще важно определить, что мы#nbsp;понимаем под инновациями. В#nbsp;системе российского высшего образования зачастую используется искаженное понимание инноваций как коммерциализации разработок и#nbsp;создание вокруг них бизнеса. Более корректное определение инноваций#nbsp;— это создание полезных разработок в#nbsp;тех областях знаний, в#nbsp;которых специализируется университет. Эти разработки должны приносить пользу обществу. Университет, который продуцирует знания ради знаний,#nbsp;— это уже прошлый век.

С. Т. —#nbsp;Есть#nbsp;ли, на#nbsp;Ваш взгляд, модель или тип университета, для#nbsp;которых концепция ИОТ не#nbsp;подходит? Возможно#nbsp;ли внедрение ИОТ, например, в#nbsp;медицинских или творческих вузах?

—#nbsp;Мы#nbsp;работаем с#nbsp;университетами разных профилей и#nbsp;часто сталкиваемся с#nbsp;парадоксальной ситуацией. От#nbsp;технических вузов слышим: «Для#nbsp;инженеров индивидуализация не#nbsp;подходит. Это только для#nbsp;гуманитариев». Приходим к#nbsp;гуманитариям, а#nbsp;те#nbsp;говорят: «Нет, это не#nbsp;для нас. Индивидуализация#nbsp;— это#nbsp;же разные технологии, фреймворки, инструменты. Это только для#nbsp;технических вузов».

Вернемся к#nbsp;тому, о#nbsp;чем мы#nbsp;говорили в#nbsp;начале: если рассматривать ИОТ не#nbsp;только как выбор спецкурсов, а#nbsp;как комплекс практик, которые применяются в#nbsp;зависимости от#nbsp;того, какую задачу мы#nbsp;хотим решить в#nbsp;университете, то#nbsp;можно сказать, что эта концепция подходит любому вузу, независимо от#nbsp;его профиля.

Надо или не#nbsp;надо применять индивидуализацию в#nbsp;конкретном вузе#nbsp;— это уже другой вопрос. Концепция ИОТ#nbsp;— это не#nbsp;серебряная пуля, не#nbsp;то, что должно быть у#nbsp;всех. Это лишь инструмент для#nbsp;достижения тех или иных целей университета, и#nbsp;если этот инструмент не#nbsp;подходит к#nbsp;целям, не#nbsp;нужно его использовать. Допустим, если университет занимается профессиональной подготовкой кадров для#nbsp;конкретных работодателей, на#nbsp;конкретные рабочие места, где требования к#nbsp;выпускникам строго понятны, то#nbsp;там практики индивидуализации не#nbsp;особо нужны.

Даже среди топовых мировых университетов есть те, в#nbsp;которых возможностей индивидуализации реально немного. К#nbsp;примеру, в#nbsp;Швейцарскую высшую техническую школу Цюриха, которая входит в#nbsp;десятку мирового рейтинга университетов#nbsp;QS по#nbsp;инженерии и#nbsp;выпустила 20 нобелевских лауреатов, студент поступает сразу#nbsp;же на#nbsp;конкретную программу и#nbsp;ее#nbsp;же заканчивает. Индивидуализация там реализуется за#nbsp;счет включения студентов в#nbsp;исследовательские работы и#nbsp;взаимодействие с#nbsp;наставниками.

В#nbsp;медицинских университетах индивидуализация реализуется в#nbsp;другом разрезе. Первые курсы там все учатся на#nbsp;лечебном деле, а#nbsp;специализацию выбирают в#nbsp;ординатуре. Более того, одними из#nbsp;первых проектное обучение в#nbsp;высшем образовании внедрили как раз медицинские школы#nbsp;— в#nbsp;Великобритании. Потом, правда, про это забыли и#nbsp;теперь приписывают это нововведение инженерным школам. Тем не#nbsp;менее, британские медицинские школы в#nbsp;этом смысле весьма продвинуты. В#nbsp;1990-е годы они добавили в#nbsp;программы колледжей так называемые student selected components, элементы по#nbsp;выбору студента, включающие различные междисциплинарные области, чтобы будущий врач мог работать на#nbsp;стыке нескольких специализаций.

Как помочь студенту сделать выбор

Е. П. —#nbsp;Вы#nbsp;рассказали на#nbsp;примере технических университетов, как строится взаимодействие ИОТ и#nbsp;работодателей. Предлагаем рассмотреть связку ИОТ с#nbsp;ключевыми участниками образовательного процесса#nbsp;— студентами и#nbsp;преподавателями. Как Вы#nbsp;относитесь к#nbsp;мнению, что большинство студентов будут выбирать дисциплины полегче?

—#nbsp;Если студента заставлять изучать то, что ему не#nbsp;интересно, он#nbsp;будет всячески искать способы, как проще и#nbsp;быстрее это сделать с#nbsp;минимальными усилиями. Если#nbsp;же есть возможность выбирать, что интереснее, то, скорее всего, он#nbsp;будет руководствоваться личными предпочтениями, а#nbsp;не#nbsp;тем, простой это курс или нет.

Нидерландский исследователь образования Teun Dekker, который лет 10 занимается изучением мотивации учащихся, проанализировал, как и#nbsp;почему студенты выбирают ту#nbsp;или иную учебную программу. Ученый сформулировал 4 модели студенческого поведения.

Одна из#nbsp;них#nbsp;— это так называемые «избегатели». Если им#nbsp;предоставить на#nbsp;выбор всё, что им#nbsp;не#nbsp;интересно, они выберут что попроще. Таких студентов примерно 20%.

Оставшиеся 80% равномерно распределены по#nbsp;трем другим моделям. Первая модель#nbsp;— это «tailors», студенты, которые с#nbsp;самого начала обучения точно знают, какую программу выбрать. В#nbsp;Университете Брауна (один из#nbsp;старейших и#nbsp;престижнейших частных университетов США#nbsp;— Прим. ред.) в#nbsp;начале 2000-х случился интересный кейс. К#nbsp;ним поступил студент, который хотел изучать исключительно математику. Брауновский университет специфичен тем, что у#nbsp;него открытая программа, и#nbsp;студент там за#nbsp;время обучения на#nbsp;бакалавриате может выбрать 32 любых курса, то#nbsp;есть по#nbsp;4 курса каждый семестр. Так вот этот студент выбрал все 32 курса по#nbsp;математике.

Вторая группа студентов#nbsp;— «shoppers», те, кто выбирает курсы, как покупатель#nbsp;— по#nbsp;привлекательной обертке: там может быть яркий преподаватель или есть возможность съездить на#nbsp;экскурсии.

Наконец, последняя категория студентов#nbsp;— «renaissance people», люди, которые стремятся расширить кругозор, узнать побольше нового и, исходя из#nbsp;этого, выбирают себе курсы.

С. Т. —#nbsp;Кто или что помогает студентам сделать более точный выбор курсов?

—#nbsp;Поддержка тьютора, причем желательно на#nbsp;всех этапах обучения. Это тот человек, который объяснит студенту, как сделать выбор, и#nbsp;непредвзято расскажет, какие траектории вообще возможны, по#nbsp;каким правилам их#nbsp;можно строить, потому что от#nbsp;университета к#nbsp;университету эти правила меняются. В#nbsp;североамериканской модели образования эта роль называется academic advisor, академический советник, который может подсказать студенту, на#nbsp;какие дисциплины с#nbsp;какими интересами стоит идти, а#nbsp;на#nbsp;какие не#nbsp;стоит.

В#nbsp;идеале роль тьютора не#nbsp;должна быть аффилирована ни#nbsp;к#nbsp;одной из#nbsp;кафедр, чтобы не#nbsp;было конфликта интересов.

С. Т. —#nbsp;Но#nbsp;ведь в#nbsp;реальности тьюторов в#nbsp;российских университетах, за#nbsp;редким исключением, вообще нет.

—#nbsp;Тьюторов почти нигде нет как раз потому, что почти нигде в#nbsp;университетах нет той самой широкой индивидуализации обучения. В#nbsp;вузах, где это действительно необходимо, тьюторы есть: в#nbsp;Тюменском госуниверситете, САФУ им.#nbsp;М.#nbsp;В.#nbsp;Ломоносова, Высшей школе экономики, Университете ИТМО.

Тем университетам, с#nbsp;которыми работаем, мы#nbsp;настоятельно рекомендуем создавать и#nbsp;развивать институт тьюторства в#nbsp;том объеме и#nbsp;теми ресурсами, которые у#nbsp;них есть. Роль тьютора не#nbsp;обязательно должен играть отдельный специалист, который всю жизнь только этим и#nbsp;занимается. В#nbsp;некоторых университетах эту функцию выполняют деканаты, факультеты или студенты старших курсов, которые сами с#nbsp;первого курса проходят ИОТ. Студенты, которые обучались в#nbsp;традиционной модели, никак не#nbsp;могут быть тьюторами.
С. Т. —#nbsp;Какие новые требования к#nbsp;компетенциям преподавателей предъявляют ИОТ?

—#nbsp;Требования к#nbsp;преподавателям в#nbsp;модели ИОТ начинают предъявлять студенты#nbsp;— когда голосуют ногами и#nbsp;просто не#nbsp;выбирают их#nbsp;курс. Чего они ожидают от#nbsp;педагога? Актуальных знаний, современных технологий и#nbsp;нормального к#nbsp;себе человеческого отношения. Они ожидают, что им#nbsp;будут рассказывать что-то новое, интересное, полезное, а#nbsp;не#nbsp;читать конспекты с#nbsp;пожелтевших страниц тридцатилетней давности, которые никому не#nbsp;нужны. Им#nbsp;интересны интерактивные форматы, которые мотивируют преподавателя не#nbsp;просто прочитать лекцию, а#nbsp;поделиться экспертизой, опытом, уникальными практиками.

Университет должен поддерживать преподавателей в#nbsp;том, чтобы они обучались этим компетенциям, чтобы повышение квалификации проходило не#nbsp;для галочки, а#nbsp;для развития преподавательского мастерства.

С. Т. —#nbsp;Как работать с#nbsp;резонными опасениями преподавателей потерять нагрузку в#nbsp;случае, если студенты не#nbsp;выбирают их#nbsp;курсы?

—#nbsp;Эти опасения никак не#nbsp;отработать, потому что это факт, которым не#nbsp;нужно ни#nbsp;спекулировать, ни#nbsp;пытаться его сгладить. Да, если их#nbsp;курс не#nbsp;выберут, они потеряют нагрузку. Однако есть ряд замечаний, которые позволяют относиться к#nbsp;этому менее радикально, а#nbsp;не#nbsp;как часто говорят преподаватели: «Раз меня не#nbsp;выбрали, меня уволят». Конечно, это не#nbsp;так. Несмотря на#nbsp;то, что мы#nbsp;говорим про широкое пространство выбора для#nbsp;студента, существенную долю нагрузки преподавателя составляют обязательные для#nbsp;всех курсы. Даже в#nbsp;североамериканских университетах преподаватели стремятся попасть в#nbsp;major, основное ядро специализации, то#nbsp;есть брать обязательные курсы, которые гарантированно есть в#nbsp;расписании у#nbsp;всех.

Когда ИОТ не#nbsp;имитируются, а#nbsp;реально работают

С. Т. —#nbsp;Вы#nbsp;создали ИОТ-консорциум из#nbsp;13 российских вузов на#nbsp;платформе Modeus, которая предоставляет студентам свободный выбор курсов и#nbsp;обеспечивает сетевое взаимодействие между университетами. Есть#nbsp;ли в#nbsp;консорциуме примеры взаимообучения преподавателей, обмена кейсами?

—#nbsp;Такая практика запускается в#nbsp;рамках проектного обучения в#nbsp;инженерных вузах. На#nbsp;базе Томского Политеха мы#nbsp;прорабатываем возможность обучения преподавателей, чтобы они были не#nbsp;просто трансляторами знаний, а#nbsp;проектными наставниками. Всё-таки прежде, чем создавать межуниверситетское пространство, в#nbsp;университетах необходимо выстроить систему развития преподавательского мастерства.

Е. П. —#nbsp;Команда ИОТ-университета проводит для#nbsp;вузов экспресс-обследование, чтобы выяснить, готовы#nbsp;ли они внедрять у#nbsp;себя ИОТ. По#nbsp;каким критериям вы#nbsp;это определяете?

—#nbsp;Мы#nbsp;обсуждаем с#nbsp;университетом три ключевых показателя готовности. Первый#nbsp;— это целеполагание. Без четкого ответа на#nbsp;вопрос: «Зачем это университету?», мы#nbsp;скорее не#nbsp;рекомендуем внедрять ИОТ, потому что это сложная и#nbsp;зачастую дорогостоящая трансформация. Сначала надо поставить цели, а#nbsp;потом выбрать инструменты. Если этого понимания в#nbsp;университете нет, мы#nbsp;помогаем его создать на#nbsp;семинарах о#nbsp;том, для#nbsp;каких целей используются ИОТ и#nbsp;каких эффектов позволяют добиться.

Второй показатель#nbsp;— это наличие в#nbsp;вузе понимания того, что концепция ИОТ#nbsp;— это совокупность организационных решений. Если университет не#nbsp;готов сам разработать целостную концепцию новой образовательной модели, то#nbsp;наша команда ИОТ-университета готова помочь ему в#nbsp;этом так#nbsp;же, как мы#nbsp;уже помогли 15 университетам.

Третий аспект#nbsp;— это ядро команды перемен. Если в#nbsp;вузе нет людей с#nbsp;горящими глазами, которые готовы за#nbsp;это взяться,#nbsp;— ничего не#nbsp;выйдет. В#nbsp;таких случаях мы#nbsp;тоже не#nbsp;рекомендуем заходить в#nbsp;проект, потому что, скорее всего, всё будет сделано для#nbsp;галочки, чтобы написать красивый отчет, но#nbsp;реальных изменений не#nbsp;будет. Команда перемен собирается в#nbsp;том числе через подбор внешних специалистов, которые обладают решимостью и#nbsp;готовы реализовывать сложные проекты.

Е. П. —#nbsp;По#nbsp;каким признакам можно определить, что ИОТ в#nbsp;университете реализуются, а#nbsp;не#nbsp;имитируются? Какой проверочный вопрос Вы#nbsp;задаете руководству вуза, чтобы понять, что в#nbsp;университете эта концепция действительно работает?

—#nbsp;Когда в#nbsp;вузе нам говорят: «У#nbsp;нас уже есть ИОТ, мы#nbsp;и#nbsp;так полностью индивидуализированы», мы#nbsp;спрашиваем: а#nbsp;что конкретно студент может выбрать самостоятельно? Простой вопрос, на#nbsp;который обычно отвечают очень сложно или очень кратко: например, «дисциплины по#nbsp;выбору». Уточняем, сам#nbsp;ли студент выбирает спецкурс, и#nbsp;выясняется, что нет, этот вопрос за#nbsp;него решает кафедра. Получается, дисциплина по#nbsp;выбору есть, но#nbsp;только по#nbsp;выбору кафедры, а#nbsp;не#nbsp;студента, а#nbsp;это уж#nbsp;точно никакая не#nbsp;индивидуализация.

А. Н. —#nbsp;По#nbsp;вашим оценкам, 75% вузов, подавших заявки на#nbsp;участие в#nbsp;программе «Приоритет 2030», намерены внедрять ИОТ. Каких целей они помогут достичь университетам?

—#nbsp;Прежде всего, усилить интеграцию образования с#nbsp;исследовательским и#nbsp;инновационным процессом, привлечь индустриальных партнеров к#nbsp;учебному процессу. Платформа Modeus позволяет гибко встраивать в#nbsp;обучение отраслевых экспертов, которые могут приехать на#nbsp;1−2 дня в#nbsp;университет и#nbsp;в#nbsp;модульном режиме провести занятия. Дальше студенты продолжат осваивать курс под наставничеством преподавателей.

Следующая цель#nbsp;— выстраивать кооперацию с#nbsp;партнерами, которая позволит устанавливать связи не#nbsp;только по#nbsp;поводу образования, но#nbsp;и#nbsp;проводить НИОКР, привлекать в#nbsp;университет заказы на#nbsp;исследования или конструкторские разработки.

А. Н. —#nbsp;Какие платформы, помимо Modeus, помогают распространению ИОТ?

—#nbsp;Мы#nbsp;мониторим рынок, и, к#nbsp;сожалению, пока на#nbsp;нем не#nbsp;видно платформ, которые#nbsp;бы обеспечивали массовую индивидуализацию и#nbsp;создавали гибкие образовательные модели. Есть эксперты, которые консультируют университеты, есть пара вендоров, которые частично поддерживают возможности индивидуализации, но#nbsp;их#nbsp;решения больше акцентированы на#nbsp;традиционном подходе в#nbsp;формате академических групп. Мы#nbsp;же#nbsp;заложили в#nbsp;архитектуру Modeus максимальную гибкость вплоть до#nbsp;того, что у#nbsp;каждого студента может быть собственная траектория, или, как я#nbsp;уже говорил, на#nbsp;2−3 занятия можно привлечь внешнего эксперта.

Что мотивирует университеты на#nbsp;перемены

Е. П. —#nbsp;ИОТ-университет проводит для#nbsp;вузов стратегические сессии. Какой запрос чаще всего от#nbsp;них поступает, к#nbsp;каким изменениям они стремятся? Что вызывает больше всего сомнений, недоверия?

—#nbsp;Мы#nbsp;называем их#nbsp;не#nbsp;стратегическими, а#nbsp;проектными сессиями, потому что занимаемся проектированием конкретных изменений и#nbsp;их#nbsp;реализацией в#nbsp;вузе. Основной запрос, с#nbsp;которым работаем, касается того, что в#nbsp;университете есть стремление и#nbsp;амбиции что-то сделать в#nbsp;части индивидуализации, но#nbsp;не#nbsp;ясно, как это можно реализовать в#nbsp;его условиях, с#nbsp;его целями, в#nbsp;его ограничениях, в#nbsp;текущей региональной ситуации. Наша задача помочь вузу спроектировать целостную образовательную модель, где индивидуализация#nbsp;— лишь один из#nbsp;инструментов, который позволяет достичь цели.

После того, как модель спроектирована, ее#nbsp;необходимо внедрить в#nbsp;жизнь, чтобы она не#nbsp;осталась просто красивой презентацией. Для#nbsp;этого используются практики управления изменениями, которыми университеты владеют крайне слабо или совсем не#nbsp;владеют. Мы#nbsp;как внешние консультанты помогаем той самой команде перемен преодолеть сопротивление, которое неизбежно возникает внутри университета при трансформации, и#nbsp;внедрить спроектированные изменения. При этом в#nbsp;каждом университете перемены происходят по-разному, и#nbsp;тем интереснее с#nbsp;ними работать.

Если говорить о#nbsp;сомнениях, которые существуют в#nbsp;вузовских коллективах относительно ИОТ, то#nbsp;чаще всего нам говорят: «Они не#nbsp;соответствуют федеральным стандартам, это всё противозаконно». ФГОС как раз допускают гибкость в#nbsp;образовательном процессе. Даже в#nbsp;федеральном стандарте третьего поколения 2012 года есть пункты про то, что у#nbsp;студента должна быть возможность выбирать.

Еще есть заблуждение, что преподаватели эту концепцию не#nbsp;поддержат, что им#nbsp;это вообще не#nbsp;нужно. Это не#nbsp;так. В#nbsp;любом университете есть преподаватели, которые видят в#nbsp;ИОТ возможности для#nbsp;своего развития.

Е. П. —#nbsp;А#nbsp;что вдохновляет университеты продолжать трансформацию?

—#nbsp;Быстрые победы. Когда мы#nbsp;проектируем с#nbsp;университетами изменения, то#nbsp;всегда выделяем ту#nbsp;категорию планов, которые можно реализовать за#nbsp;год-два и#nbsp;получить позитивный эффект. Тогда коллектив убеждается, что движется в#nbsp;нужном направлении. Если мы#nbsp;получаем негативный эффект, то#nbsp;стоит взять паузу и#nbsp;еще раз подумать, всё#nbsp;ли правильно мы#nbsp;делаем. Важно пилотировать все происходящие в#nbsp;вузе изменения, иначе это чревато, с#nbsp;одной стороны, возмущением коллектива, а#nbsp;с#nbsp;другой#nbsp;— ошибками и#nbsp;серьезными рисками.

Е. П. —#nbsp;Приведите, пожалуйста, пример любого участника ИОТ-консорциума, где ИОТ реализуются с#nbsp;видимыми позитивными результатами.

—#nbsp;Назову два таких вуза. Прежде всего, это Тюменский госуниверситет, который вообще первым внедрил у#nbsp;себя ИОТ. У#nbsp;них было уже два выпуска бакалавриата, где студенты обучались по#nbsp;модели индивидуализации. За#nbsp;это время студенческий контингент в#nbsp;ТюмГУ вырос примерно на#nbsp;четверть, причем в#nbsp;основном за#nbsp;счет платного набора. Вуз начал привлекать абитуриентов из#nbsp;смежных регионов. На#nbsp;треть снизилось количество отчислений по#nbsp;собственному желанию. Те#nbsp;студенты, кто раньше отчислились#nbsp;бы после первого-второго курса, чтобы сменить специальность, остаются в#nbsp;университете. Пропорционально выросло количество переводов между направлениями подготовки внутри вуза.

Другой пример я#nbsp;уже приводил#nbsp;— это Институт радиоэлектроники и#nbsp;информационных технологий, Уральский федеральный университет, где модель ИОТ была запущена с#nbsp;иной целью. С#nbsp;увеличением потока студентов им#nbsp;нужно было масштабировать проект и#nbsp;при этом сохранить качество и#nbsp;высокий спрос на#nbsp;программы, и#nbsp;у#nbsp;них это получилось. С#nbsp;2019 года Институт вырос более чем в#nbsp;2 раза. Увеличился средний балл ЕГЭ, выросла удовлетворенность со#nbsp;стороны работодателей.

А. Н. —#nbsp;Университеты в#nbsp;большинстве своем консервативны и#nbsp;считают, что сами знают, как и#nbsp;чему надо учить. Какие компетенции позволяют Вашей команде быть для#nbsp;них экспертами?

—#nbsp;Наличие насмотренности и#nbsp;экспертизы. Мы#nbsp;изучили образовательные модели более 50 университетов разных типов по#nbsp;всему миру, проанализировали, как они функционируют, каких результатов достигли.

Мы#nbsp;обобщаем их#nbsp;практики, выделяем типовые системные подходы, которые помогают университету посмотреть на#nbsp;себя целостно. Мы#nbsp;не#nbsp;подбираем набор готовых решений, а#nbsp;выступаем, скорее, как наставники и#nbsp;сопроектировщики и#nbsp;совместно с#nbsp;университетами наблюдаем за#nbsp;динамикой наших общих проектов.



Беседовали: Александр Никифоров, Светлана Тюкина, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова