На онлайн-форуме для специалистов системы образования «Наука и технологии в образовании — 2025» прошла пленарная дискуссия «Влияние ИИ на образование». Форум был посвящён приоритетам научного и технического образования и воспитания российских детей и подростков с учётом текущей повестки и геополитических вызовов, обеспечения качества работы педагогов и достижений их учеников в новой реальности.
Генеральный директор компании CUSTIS, председатель совета ИОТ-консорциума университетов Владимир Рахтеенко поделился экспертным мнением о том, насколько готовы современные преподаватели внедрять элементы ИИ в свою работу.
По мнению Рахтеенко, существует тенденция к внедрению ИИ в различных вузах, но есть и случаи сильного сопротивления. Люди понимают, что это может изменить их работу, и следует подходить к этому вопросу социально, а не технологически.
«Внедрение новых подходов сталкивается с сопротивлением — это нормально. Не стоит торопить людей и создавать напряжение — изменения требуют времени. Хотя технологии развиваются, они сталкиваются с ограничениями, которые разочаровывают, и только потом происходит подъём, при котором технологии выживают в обществе — так было всегда. Большие языковые модели не исключение. Выясняется, что в узких областях знания, в тех местах, где нужно пространство доверия, они пока не работают. Возможно, что когда-то научатся, но пока нет. Соответственно, мне кажется, что не надо никуда спешить.
Генеральный директор компании CUSTIS, председатель совета ИОТ-консорциума университетов Владимир Рахтеенко поделился экспертным мнением о том, насколько готовы современные преподаватели внедрять элементы ИИ в свою работу.
По мнению Рахтеенко, существует тенденция к внедрению ИИ в различных вузах, но есть и случаи сильного сопротивления. Люди понимают, что это может изменить их работу, и следует подходить к этому вопросу социально, а не технологически.
«Внедрение новых подходов сталкивается с сопротивлением — это нормально. Не стоит торопить людей и создавать напряжение — изменения требуют времени. Хотя технологии развиваются, они сталкиваются с ограничениями, которые разочаровывают, и только потом происходит подъём, при котором технологии выживают в обществе — так было всегда. Большие языковые модели не исключение. Выясняется, что в узких областях знания, в тех местах, где нужно пространство доверия, они пока не работают. Возможно, что когда-то научатся, но пока нет. Соответственно, мне кажется, что не надо никуда спешить.
Мой тезис простой. Сфера образования будет проверять границы допустимости этих технологий. И мерило будет не технологическое, а социальное. Важно пробовать новое, но осторожно. Основная опасность заключается в том, что люди должны учить людей — это моя мантра», — отметил Рахтеенко.
Также Владимир Рахтеенко обратил внимание на уровень владения новыми технологиями самих преподавателей: «Кто кого чему учит — это очень важный вопрос. Поменяв бездушную форму коммуникации «человек — человек» с помощью искусственного интеллекта на «человек — машина», мы можем получить неконтролируемые последствия. Я всегда на это обращаю внимание. Мой любимый афоризм про образование: «Образование — это то, что остаётся с вами, когда вы забыли всё, чему вас учили». В этом смысле образование формирует социального человека с понятным ярлыком: кто он как член общества. Преподаватель должен обыгрывать учащихся. В коммуникативной педагогике преподаватель отвечает за то, что то, что он хотел ученику вложить, вложено. Это очень важный факт. А если он отстаёт по технологиям, по юмору, по дискурсу, по харизматике, то он этого не сделает. В современном мире для этого хватает помощников. Бери и пользуй языковые модели, учись. Они уже абсолютно интуитивно понятны. Не выплеснуть бы человеческое».
Также эксперт отметил ещё одно важное направление — искусственный интеллект и оптимизационную математику: «Используя оптимизационную математику можно создать более качественное расписание и избежать «дыр». У нас уже есть опыт внедрения, и это повышает результативность и эффективность образовательного процесса».